В 60-е гг. XIX в. развернулась разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики К.Д. Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) родился в Туле, детство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. В 1844г. он блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. Однако в 1849 г. он был освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея.
Некоторое время после этого К.Д. Ушинский служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как «Современник» и «Библиотека для чтения», где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей.
В 1854 г. К.Д. Ушинский был назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855–1859 гг. был его инспектором, т.е. заведующим учебной частью. В 1859–1862 гг. он был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860–1861 гг. одновременно редактором «Журнала Министерства народного просвещения».
С 1862 г., когда он был освобожден от работы, и вплоть до самой смерти К.Д. Ушинский интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения.
Будучи учителем Гатчинского сиротского института, К.Д. Ушинский обнаружил великолепно подобранную его предшественником, известным в свое время педагогом Егором Осиповичем Гугелем (1804–1842), психолого-педагогическую библиотеку, книги из которой оказали очень большое влияние на формирование его педагогических интересов.
Уже в первой своей педагогической статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.
Проблема соотношения научного и творческого в педагогике с первой же статьи становится одной из главных проблем, без решения которой, по мнению К.Д. Ушинского, невозможно найти ответ ни на один вопрос, связанный с воспитанием и образованием. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Работы К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870) как раз и посвящены рассмотрению этой проблемы. Начало этой серии работ положила статья «О народности в общественном воспитании» (1857), в которой К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. Основой воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, является воспитание семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.
К.Д. Ушинский
Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России христианско-православным идеалом совершенства, он полагал, что лучшие черты русской народности рождены православием. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860) он высказал мысль об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской почве. Сближение религиозного и светского образования, по мысли К.Д. Ушинского, является одной из главных задач русской народной школы.
Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья, отмечал он в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860). Здесь К.Д. Ушинский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания.
В статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» (1862) К.Д. Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших проблем педагогики – определения «основной идеи образования». Для этого он считал необходимым прежде всего уяснить, что является предметом воспитания и в чем состоит цель воспитания; разработать соответствующую национальному характеру и традициям модель образования;широко обсудить продуманную и обоснованную воспитательную идею.
По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная работа К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», первый том которой вышел в Петербурге в 1868 г., второй – в 1869 г. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы ему не удалось; завершены были две части – «Часть физиологическая» и «Часть психологическая», в которых К.Д. Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен.
К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что воспитание нередко кажется делом обычным и понятным, а иногда даже легким – и это тем более, чем менее человек с ним знаком в теории или на практике. Искусство воспитания, утверждал К.Д. Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Все это совершенно необходимо знать учителю, воспитывающему молодое поколение. Для подготовки таких учителей нужна была новая система педагогического образования, и К.Д. Ушинский предложил создавать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания.
Антропологические знания в широком смысле слова дают возможность, по мнению КД. Ушинского, правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей развития определить содержание обучения и формы его организации. Поэтому он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.
К.Д. Ушинский тщательно учитывал особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера. Отметив существование двух видов внимания, он указывал на то, что через стимулирование внимания пассивного необходимо развивать внимание активное, имеющее особое значение в процессе обучения для укрепления памяти.
В качестве одного из важнейших условий оптимального развития ребенка в процессе обучения К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Особое значение К.Д. Ушинский придавал отбору содержания обучения. Он полагал, в частности, что ничем не оправдано чрезмерное увлечение классическим образованием как средством общего развития и его противопоставление реальному как средству подготовки к практической деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что реализм в образовании зависит не от набора предметов обучения, а от общей направленности образования. Общеразвивающее и практически полезное должны быть представлены во всем обучении, определяясь как влиянием науки, так и характером организации учебной деятельности школьников.
Исходя из психологических особенностей детского возраста, К.Д. Ушинский большое значение придавал соблюдению принципа наглядности как соответствующего специфике детского восприятия. Он указывал, что важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. В связи с этим важнейшим, по мнению К.Д. Ушинского, является использование в обучении игры, которая как воспитательно-образовательное средство может использоваться даже до 16–23 лет.
Дидактические идеиК.Д. Ушинского опирались на такие принципы, как основательность и прочность усвоения знаний. Так, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, методика формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядных представлений, методика одновременного развития мышления и речи у детей. Следуя принципу развивающего обучения, ведущему начало еще от И.Ф. Гербарта и даже отЯ.А. Коменского, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения, справедливо указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой личности. Понятие «учитель-предметник», по мнению К.Д. Ушинского, может означать лишь невысокий уровень профессиональной подготовки учителя. Это пояснение К.Д. Ушинского полностью применимо и в наши дни.
Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д. Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой являются класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока. В целом К.Д. Ушинский углубил классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды. Вид урока определяется его целью, например урок объяснения нового материала, когда все другие элементы урока подчинены этой задаче, или урок закрепления знаний, или проверка знаний учащихся.
Особое внимание К.Д. Ушинский уделял организации учебной деятельности в начальной школе, где целесообразно сочетание всех видов урока воедино. В целом, по мнению К.Д. Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.
Безусловной заслугой К.Д. Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858), книга «Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы» (1861), статья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864), учебная книга «Родное слово. Книга для учащих», советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (1864) и др.
Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовнонравственной традиции православия, речь идет, конечно, о воспитании русских детей. Исходя из принципа народности, К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке.
В конечном счете целью нравственного воспитания детей в школе должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. ПоэтомуК.Д. Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний. Из всех мер наказаний наиболее приемлемыми, по мнению К.Д. Ушинского, являются предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. При этом он подчеркивал, что особенно важно соблюдение педагогического такта и такое отношение к ребенку, которое не унижало бы его в глазах сверстников.
Титульный лист и страница учебного пособия К.Д. Ушинского «Родное слово»
С позиции нравственного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский и проблему поощрения, стимулирования активности в обучении соревнованием. Он полагал, что воспитатель должен хвалить ребенка, сравнивая его успехи с другими, отмечая при этом не только его собственное продвижение. Моральное поощрение является лучшим способом нравственного воспитания, развивающим в детях стремление идти вперед, сделав это естественной потребностью каждого ребенка.
К.Д. Ушинский особо выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка – семья и личность учителя. Говоря о качествах личности учителя, он отмечал, что учитель прежде всего воспитатель. Личность воспитателя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения.
К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения.
В. И. Водовозов
Наряду с Н.И. Пироговым и К.Д. Ушинским в 60-е гг. XIX в. с критикой системы образования в России и позитивными идеями выступил Василий Иванович Водовозов (1825–1886). Как и его старшие современники, он отстаивал гуманистическую идею развития целостной» творческой и самостоятельно действующей в мире личности.
В центр своей педагогической концепции он ставил, как и К.Д. Ушинский, принцип наглядности, полагая, что в процессе наглядного обучения учащиеся будут включаться в окружающий их мир как активные деятели и труженики. Педагогические идеи В.И. Водовозова нашли отражение в его «Книге для первоначального чтения в народных школах», которая вводила учащихся в окружающий их мир. Это пособие в 1896 г. вышло 20-м изданием. Свою методику обучения детей В.И. Водовозов изложил в специальной «Книге для учителя».
В годы царствования Александра III (1881–1894) произошло ослабление демократического движения и усилилось влияние правительства на народное образование. Во главе Министерства просвещения был поставлен видный ученый правовед-государственник, с 1880 г. обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). В 1896 г. в «Московском сборнике» он попытался дать ответ на вопрос о том, что же должно представлять собой истинно народное просвещение. По его мнению, до последнего времени просвещением считали известную сумму знаний в объеме школьной программы, составленной кабинетными педагогами. Таким образом, школа оказалась оторванной от жизни. Эта оценка касалась в первую очередь народной школы. По мнению самого К.П. Победоносцева, народная школа должна научить читать, писать, считать, любить Бога, Отечество и почитать родителей. Важно подготовить ребенка к жизни, привить ему любовь к труду. Несоответствие между содержанием обучения и требованиями семьи к его содержанию приводит к тому, полагал К.П. Победоносцев, что народная школа становится чуждой народу.
Поиск путей усовершенствования начальной школы нашел отражение в педагогической деятельности многих последователей К.Д. Ушинского. Так, Николай Александрович Корф (1834–1883), видный деятель земского движения, создал в Александровском земстве Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область на Украине) тип трехлетней однокомплектной школы, ставший вскоре господствующим в большинстве земских губерний. В этой школе помимо навыков чтения и письма учащиеся получали первоначальные сведения по арифметике, отечественной истории и географии, природоведению. Основным учебным пособием была книга для классного и домашнего чтения «Наш друг», автором которой был сам Н.А. Корф.
Н.А. Корф
Последователем К.Д. Ушинского при рассмотрении проблем народной школы был Николай Федорович Бунаков (1837–1904), видевший главную задачу начального школьного образования в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необходимо сделать более реалистичным содержание образования и более гуманным метод обучения. Как и Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков создал свою школу, для которой составил программу, учебники, методические пособия, в их числе были «Азбука и уроки чтения и письма», «Книжка-первинка», хрестоматия «В школе и дома» и ряд методических пособий для учителей.
Идея народности воспитания, и прежде всего выявление особенностей русского воспитания, составляла сердцевину педагогических взглядов Василия Яковлевича Стоюнина (1826– 1888). Критикуя российскую среднюю школу того времени за ее космополитичность, несамостоятельность, плохое преподавание отечественной истории, родного языка и литературы, он полагал, что уже в народной школе, обучая детей родной речи, следует учитывать историю и психологию народа, целостную и неповторимую национальную религиозную культуру.
Опора в воспитании на народность, на особенности национального характера, отечественную культуру и традиционный быт, являющийся для российских учеников воспитательной средой, характерна для педагогических воззрений русских философов того времени, таких как B.C. Coловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, К.Л. Леонтьев, В.В. Розанов.
Н. Ф. Бунаков
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) в ряде своих религиозно-философских произведений – «Смысл любви», «Нравственный смысл жизни», «Идея сверхчеловека», «Философские основы цельного знания» – рассматривал проблему воспитания и самосозидания личности. Он полагал, что цель самосозидания человека не может находиться лишь в плоскости эмпирического мира. Ориентация в деле воспитания на настоящее была бы оправдана, по его мнению, если окружающая нас жизнь была бы гармонична, прекрасна и побуждала к творчеству, иными словами, если бы на земле было «царство Божие». Самосозидание человека есть движение личности к возвышающей в нас человеческое, к гуманной и высшей цели.
Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) в статье «Грамотность и народность» высказывался против повальной европеизации молодого поколения, стирающей традиционную православную культуру, формирующую русского человека. По его мысли, задача школы, если она действительно хочет служить «всемирной цивилизации», состоит в том, чтобы способствовать максимальному развитию национальной культуры.
С этим был согласен и Василий Васильевич Розанов (1856 – 1919), который судил о школе не как сторонний наблюдатель, а как активный деятель народного образования, учитель русского языка и литературы в классической гимназии. Как педагог он опубликовал в 80–90-х гг. ряд произведений – «Сумерки просвещения», «Беспочвенность русской школы», «Педагогические трафаретки». В них он утверждал, что по российским школьным программам того времени можно с равным успехом обучать любого иностранца, так как они рассчитаны на некоего абстрактного школьника. В. В. Розанов отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека.
Все русские религиозные мыслители высказывались за активный творческий диалог с собственным прошлым, историей, культурой, религией.Их педагогические идеи вписывались в христианский идеал организации духовно-религиозной общественной жизни. Они развивали идею формирования «цельной» личности по «образу и подобию Божьему», являясь убежденными противниками секуляризации образования.
В.Я. Стоюнин
Идея народного воспитания на основах отечественных религиозно-культурных традиций была реализована на практике выдающимся педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833– 1902). Главный его педагогический труд «Сельская школа», публиковавшийся по частям в течение многих лет, вышел в свет в 1892 г. В нем изложена система оригинальных религиозно-педагогических идей С.А. Рачинского, составляющих в совокупности программу создания русской сельской начальной школы.
По мнениюС.А. Рачинского, народная школа должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но прежде всего школой христианской жизни под руководством духовенства. В 1875 г. в селе Татеве Смоленской губернии на свои средства С.А. Рачинский открыл школу с общежитием для 30 мальчиков, в которой он проработал в качестве учителя до самой смерти.
Образование в этой школе, срок обучения в которой составлял 4 года, ограничивалось изучением русской грамматики и арифметики, церковнославянского языка и церковного пения. С.А. Рачинский полагал, что недопустимо стремление к усвоению учащимися слишком большого запаса сведений. Центром обучения должно быть сообщение школьникам практических знаний. Преподавание церковнославянского языка и церковного пения имело, по мнению С.А. Рачинского, особый смысл, становясь школой духовной культуры. В такой школе особенно велико значение личности учителя. Деятельность учителя – это не ремесло, но призвание, близкое к призванию священнослужителя. Сам он был учителем, который применял новые формы работы с детьми, такие как походы, участие в народных праздниках, играх, хороводах, обучение культуре земледелия и т.п. Опыт С.А. Рачинского послужил стимулом к созданию вокруг Татева ряда сельских школ, где преподавание вели его ученики и последователи и количество учащихся в которых к 1896 г. составляло более 1000 человек.
Заслуги С.А. Рачинского были высоко оценены: царским рескриптом от 14 мая 1899 г. он был назначен почетным попечителем церковноприходских школ Бельского уезда Смоленской губернии с назначением пожизненной пенсии, которую сам он использовал для постройки новых сельских школ и поддержания уже существующих.
С.А. Рачинский
Идеи славянофилов и русских философов второй половины XIX в. о построении процесса воспитания и обучения в начальной школе на народно-религиозных началах оказали заметное воздействие на направленность педагогических взглядов гениального русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828–1910), находившегося в многолетней переписке с С.А. Рачинским.
Как философ, Л.Н. Толстой испытал сильное влияние А. Шопенгауэра, утверждая, что природа человека составляет целостный образ, наполненный духом и волею Божьей. Но еще большее влияние на формирование философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого оказал Ж.-Ж. Руссо, чьи идеи сенсуалистического познания мира отразились в методах обучения, практиковавшихся в школе для крестьянских детей, открытой Л.Н. Толстым в его имении в Ясной Поляне в 1859 г.
Педагогические интересы проявились у Л.Н. Толстого еще в 1847 г., когда, оставив университет, он решил, что его призванием является образование народа. Собственно педагогической деятельностью Л.Н. Толстой начал заниматься с 1859 г., когда была открыта школа в Ясной Поляне. С осени 1861 г. школа была реорганизована, в основу всей системы обучения был положен принцип свободного творчества детей, реализующегося при помощи преподавателей. Одновременно с открытием школы начал выходить педагогический журнал «Ясная Поляна», на страницах которого печатались статьи самого Л.Н. Толстого о народном образовании и сообщения учителей. В эти годы Л.Н. Толстой выступил с резкой критикой традиционной школы.
Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Л.Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться. Дело учителя – следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы, к созданию которых он активно приступил уже в 70-е гг. XIX в. В 1872 г. была издана составленная Л.Н. Толстым «Азбука», в 1875 г. – «Новая азбука» и четыре книги для чтения. Одновременно он возобновил свою учительскую деятельность, стремясь проверить на практике разработанную им методику обучения грамоте. Большую поддержку получила у Л.Н. Толстого инициатива самих крестьян по открытию сельских школ. Этому была посвящена статья Л.Н. Толстого «О народном образовании» (1874).
Л.Н. Толстой
В 1875 г. Л.Н. Толстой задумал открыть двухгодичные педагогические курсы или учительскую семинарию с целью подготовки учителей, соответствующих потребностям народной сельской школы. В 1876 г. Министерство народного просвещения разрешило ему открыть учительскую семинарию, однако идея не нашла поддержки у земства и не была реализована.
В 90-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой меняет многое в своих прежних взглядах на образование, исходя из предложенной им идеи нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. В трактате «Царство Божие внутри Вас» (1890–1893) он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Следствием этого явилось изменение всех педагогических подходов, прежде отстаивавшихся Л.Н. Толстым. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
Своеобразным итогом размышлений Л.Н. Толстого-педагога стала статья «О воспитании (Ответ на письмо В.Ф. Булгакова)» (1909). В ней он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Однако самым важным в образовании, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Поэтому первое – и главное знание, которое прежде всего нужно дать детям, – возможность осознать самих себя: как мне жить и что считать всегда, при всех условиях хорошим и дурным. Многое в успешном движении человека по пути самоулучшения личности зависит, по мнению Л.Н. Толстого, от того примера, который подает учитель.
В статье «Общие замечания для учителей» (1872) он так определял ведущее качество личности учителя: это – любовь. Если учитель любит свое дело, он будет хорошим учителем, если он имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал много книг, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам; совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам.
Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения, советуя исходить из отношения ученика к тому или другому методу, рекомендовал не придерживаться одной методики, поскольку нет универсальной. Учителю, по его мнению, нужно использовать различные методы, искать их самому, исходя из потребностей конкретных учащихся. Самый действенный метод, по мнению Л.Н. Толстого, – живое слово учителя.
Идеи Л.Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К.Н. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова и многих других педагогов конца XIX – начала XX в.
В 60–70-е гг. XIX в. оригинальные мысли о воспитании были высказаны и профессиональными революционерами. Влияние их на русское учительство эпохи «хождения» в народ и после было довольно значительно. Среди этих мыслителей прежде всего следует назвать Михаила Александровича Бакунина (1814–1876), взгляды которого во многом формировались под влиянием западников 40-х гг. XIX в., в частности В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Т.Н. Грановского. В 60-е гг. он возглавил анархическое направление в русской революционно-демократической мысли, а в 70-е гг. – движение революционных народников. М.А. Бакунин последовательно выступал против идеи религиозного воспитания, объявив себя сторонником рационального образования, дающего людям силу. С его точки зрения, анархическое переустройство общества снизу вверх могло бы создать равные условия для всеобщего образования, ликвидируя гнет «былых авторитетов». Конечная цель воспитания, по мнению М.А. Бакунина, должна состоять в формировании людей свободных, полных уважения и любви к свободе других. Он выступал за полное разрушение имеющихся в России школ. Вместо них должны быть организованы центры «взаимного обучения», созданные самим народом, так называемые «вольные академии».
Подобный взгляд на образовательные центры был возвращением к идеям декабристов. В педагогических взглядах К.Н. Вентцеля, в его идее создания домов свободного ребенка отразилось влияние М.А. Бакунина.
Близкую позицию занимали и такие мыслители, как Петр Лаврович Лавров (1823–1900), Николай Константинович Михайловский (1842–1904), которые полагали, что человек активен и добр по своей природе и готов действовать на благо людей. Поэтому воспитание должно лишь раскрыть эту заложенную природой особенность человеческой природы, которая станет основой формирования общественно-активной личности, исповедующей рациональную философию действия и постоянного самосовершенствования.
Сугубо научного направления в отечественной педагогической мысли придерживались такие видные деятели российской науки, как химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907), историк Василий Осипович Ключевский (1841–1911), биолог и анатом Петр Францевич Лесгафт (1837–1909), физиолог Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) и др.
Так, Д.И. Менделеев в своих педагогических статьях «О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России» высказал ряд интересных мыслей о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны и народа, об изучении в средней школе основ наук, прежде всего математики и естествознания, о соединении теории с практическими занятиями, о включении в содержание образования ручного труда, пения и физического воспитания.
Педагогические идеи князя по происхождению, ученого, анархиста по социальным воззрениям Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921) явились частью его социальной утопии. Центральным понятием в его теории анархического коммунизма явилось понятие «взаимопомощь». По его мысли, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятельности, необходимо воспитывать в детях «инстинкт общительности» как основы нравственности. Эта мысль находит последующее развитие в идее коллективизма и коллективного воспитания.
Д. И. Менделеев
Подробнее педагогические идеи всех этих ученых будут рассмотрены в дальнейшем.
Развитие идей К. Д. Ушинского в практике средней школы нашло отражение в педагогической деятельности упоминавшегося уже выше В.Я. Стоюнина, внесшего много ценного в преподавание литературы, в изменение содержания этого предмета в соответствии с идеями народности и общечеловеческого воспитания. Он последовательно отстаивал идеи самобытности русской педагогической школы, полагая, что и подготовка учителя должна осуществляться в соответствии с национальными, культурными, историческими традициями.
В конце XIX в. появились крупные работы по истории педагогики. Зачинателем этого направления в отечественной педагогике был друг и соратник К.Д. Ушинского, учитель и детский поэт Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896), автор историко-педагогического исследования «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен», одного из первых исследователей педагогического наследия Я.А. Коменского.
Вслед за Л.Н. Модзалевским историко-педагогические проблемы исследовали Михаил Иванович Демков (1859–1939), Петр Федорович Каптерев (1849–1922). П.Ф. Каптерев был крупнейшей величиной в русской педагогике конца XIX – начала XX в., являясь одновременно теоретиком воспитания, психологом, дидактом, историком педагогики.
Что касается М.И. Демкова, то он собрал воедино сведения о путях развития русской школы и педагогики от средневековья до XIX столетия включительно и стал автором ряда учебников и хрестоматий по истории педагогики для учителей гимназий, учащихся учительских семинарий и институтов. Трехтомный труд «История русской педагогики» (1895–1909) М.И. Демкова не потерял своего значения и сегодня.
Педагогические идеи К.Д. Ушинского основаны на его практической деятельности, которая проходила в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц.
Особенно много новшеств он предложил в Смольном институте, где показал важность и ответственность роли женщины в семье и обществе. В результате девятилетний срок обучения был сокращён до семилетнего, оба отделения уравнены программой, в младших классах обучение стало наглядным, в основу был положен родной язык. Интересно и живо начали преподавать историю, географию, математику. Большую роль стала играть отечественная история. Он заложил основу педагогическому классу, определил двухлетний срок обучения будущих педагогов.
Именно в педагогической деятельности окончательно сложились взгляды К.Д. Ушинского в целостную систему. Он обратился к проблемам единства обучения и воспитания, важности нравственной стороны воспитания молодёжи, её гражданской и патриотической направленности, соединения обучения с овладением родной речью.
Размышляя о развитии педагогики, её связи с другими науками, Константин Дмитриевич создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - шедевр всей его педагогической деятельности. В нём научно доказано, что педагогу необходимо глубоко изучить психические законы и душевную природу детей, знать обстоятельства их жизни.
К.Д. Ушинский смотрел на педагогику как на искусство, которому можно выучиться только на практике, поэтому считал, что педагогу нужна такая книга, которая помогла бы усвоению прежде всего свойств человеческой природы.
Он обосновал, с одной стороны, принцип созидательной педагогики, свободу и творчество учителя, а с другой - необходимость специальной теоретической и практической его подготовки. Константин Дмитриевич утверждал, что педагогика - не «собрание правил или педагогических рецептов» на все случаи жизни, а серьёзная наука, помогающая изучению психофизиологических и социальных основ воспитания. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно доказал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психологии. Воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, является самой важной потребностью процесса формирования человека.
Особое место в его трудах занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания он увязывал с гражданской позицией личности, т.е. видел её в служении народу, Родине, в любви к людям, в труде. Свои идеалы нравственного воспитания находил в народном понятии морали, поэтому высшими качествами считал патриотизм, народность, гуманизм, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, твёрдую волю и характер, чувство самолюбия.
Другой важной составляющей формирования личности является трудовое воспитание, и педагог показал важность труда в психическом и воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием.
Надо отметить, что К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка - с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.
В своё время тщательно изучив проблемы воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что нельзя его слепо копировать, уничтожив свою систему образования в угоду не всегда истинным ценностям Запада. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями, которые складывались на протяжении столетий. С этих позиций определил и пути развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания Константин Дмитриевич выдвинул принцип народности, под которым понимал воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его истории, характера, природных условий.
Важное место в педагогической системе Ушинского занимает родной язык, который и является самой прочной связью между поколениями, объединяя их в одно историческое целое.
Родной язык, считал учёный-педагог, - это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.
Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. - «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.
Ушинский создал «Детский мир» как школьное пособие для первоначального преподавания русского языка учащимся младших классов. Его цель - дать детям знания, развить их мыслительные и логические способности, в соответствии с этим и подобран материал.
«Детский мир» - попытка преподнести энциклопедические знания. Тематика книги разнообразна: рассказы о строении человеческого организма, о знакомых явлениях природы (дождь, ветер, роса, иней), предметах из неорганической природы (глина, железо, соль, золото), о важнейших географических открытиях и путешественниках (Коперник, Ньютон, Колумб), об истории. В первом издании опубликованы рассказы «Дети в роще», «О человеке», «О животных», «О растениях», «Отрывки из истории России».
В то время детям было важно дать не только научное объяснение разных природных явлений, но и показать, как человек воздействует на природу. Хрестоматию, которая дополняет книгу, составляют стихи, басни, рассказы лучших писателей. Здесь мы находим произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, В.Ф. Одоевского, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, В. Гёте, П. Беранже, Г.Х. Андерсена. Исторический отдел представляют отрывки из «Бориса Годунова», «Полтавы» Пушкина, «Бородино» Лермонтова.
К.Д. Ушинский умело разрешил трудную задачу популяризации исторического материала, следуя принципам В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова - воздействовать не только на рассудок, но и на чувства и воображение ребёнка. Стремление к систематизации и стройной логической последовательности определило как положительные качества, так и недостатки этих книг, которые критиковали за излишнюю перегруженность специальными сведениями. Несмотря на это, «Детский мир» сыграл важную роль в продвижении в школу классической литературы, практически осуществил идею реального образования.
«Родное слово» - это азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для зарисовок, картинками в тексте. Первые две части книги содержат богатый материал для практического изучения русского языка, в третьей части даны сведения по грамматике и другим предметам (географии, истории, арифметике).
Придерживаясь индуктивного метода, великий педагог знакомил детей со знаниями об обычной жизни и окружающей природе, с основами религии, письмом, счётом и первоначальным рисованием. Свои дидактические принципы он отразил в «Руководстве к преподаванию «Родного слова», которое вышло несколько позже. Издание затрагивало широкий круг представлений и понятий: мир школы и семьи, обряды и обычаи, церковные праздники, домашние животные и растения, трудовые процессы. Ушинский последовательно проводил в жизнь принципы: от знакомого - к незнакомому, от простого - к сложному. Он дал комплекс знаний, группируя материал вокруг определённой темы: зима, лето, весна, осень, предметы обихода, орудия труда, деревня, город и т.д. Книга богата в жанровом отношении, здесь представлены рассказы, стихи, загадки, песни, пословицы…
Незаметно для себя, на увлекательном материале, на знакомых предметах дети учились различать видовые и родовые понятия, классифицировать и систематизировать. Каждая тема книги, в отличие от «Детского мира», была проиллюстрирована. К.Д. Ушинский ставил цель - развивать одновременно и логические способности, и речь ребёнка. Поэтому большое место отведено произведениям классиков и лучших писателей.
Особое место занимал в «Родном слове» фольклор. Первая книга целиком была посвящена народной литературе - сказкам, пословицам, загадкам, басням. В составлении фольклорной части Ушинский показал себя как блестящий педагог и методист. В расположении сказок соблюдена строгая последовательность, основанная на учёте возрастных особенностей детей. Сначала шли, к примеру, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», во второй книге - сказки, раскрывающие внутренний мир героев («Сивка-Бурка», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») и другие. Пословицы использовались как заглавия к басням, стихам, сказкам, рассказам. Так решалась дидактическая задача - раскрыть более глубокий смысл произведения, подчеркнуть мудрость пословицы. Эти знания без труда, гармонично усваивались ребёнком через «Родное слово», помогали вживаться ему в быт народа, развивали любознательность, самодеятельность. Большое место в «Родном слове» занимали рассказы самого К.Д. Ушинского: «Четыре желания», «Как Мите сшили сюртук», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Булочник», «Сапожник» и др.
Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства - благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.
Рассказы и сказки Ушинского для детей младшего школьного возраста помогают легче овладеть русским языком, разными формами общения, формируют миропонимание и умение жить в окружающем мире, прививают устойчивый интерес к чтению.
Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно. Детям младшего школьного возраста рекомендуют читать рассказы
К.Д. Ушинского о детях: «Дети в роще», «Дедушка», «Трусливый Ваня», «Гадюка», «Бодливая корова»; рассказы о природе: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Ветер и солнце», «Утренние лучи», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел»; сказки: «Золотое яичко», «Умей обождать», «Плутишка кот», «Как аукнется, так и откликнется», «Мена», «Варёный топор», «Мужик и медведь», «Лиса и козёл», «Петух да собака», «Страшная коза», «Петух и кот» и другие.
Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник отечественной научной педагогики и народной школы в России. Он продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. К.Д. Ушинский выступал за демократизацию образования, за равные права на образование всех слоев общества.
К.Д. Ушинский обучался в гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета, где были отмечены блестящие способности и выдающиеся успехи студента. В 1844 г. ученый совет университета присудил Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В возрасте 23 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в ярославский Демидовский лицей. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея. Последовали доносы на Ушинского и установление негласного надзора за ним. В 1849 г. после обвинения в неблагонадежности был отстранен от занимаемой должности. Через полтора года, проведенных в безуспешных попытках утроиться на преподавательскую работу в Ярославле, Ушинский переехал в Санкт-Петербург. Некоторое время зарабатывал на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами. Все это было недостаточным для Ушинского, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. «Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности», - говорил молодой Ушинский.
В 1854 г. Ушинский устраивается преподавателем русской словесности в Гатчинский сиротский институт, находившийся под покровительством императрицы. Задачей этого института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью: за не60льшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института дети выходили только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания».
В течение пяти лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (с 1854 по 1859 гг.) Ушинский стремился изменить старые и внедрить новые порядки и традиции, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 г. Ему удалось искоренить доносительство, характерное для учебных заведений закрытого типа, изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества У шинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.
В стенах института Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов этого учебного заведения - Е.О. Гугеля, в котором нашел «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Он пишет статью «О пользе педагогической литературы» (1857), которую опубликовал в «Журнале для воспитания». Статья имела общественный успех. Ушинский стал постоянным автором журнала, где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).
В своих статьях - «О народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1858) и др. Ушинский развивал идеи о народности воспитания. Эта проблема являлась главнейшей в педагогической теории К.Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть одна только общая для всех при рожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал Ушинский. Под народностью понимал своеобразие каждого народа, обусловленное историческими, географическими и природными условиями. Воспитание понимал как целенаправленную деятельность.
Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду.
Основная цель воспитания - духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.
Основные задачи воспитания: нравственное воспитание школьников, сближение религиозного и светского образования, воспитание у ребенка любви к труду, воспитание патриотических чувств.
Основные принципы воспитания: народность, христианская духовность, научность. Особое значение К.Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал, прежде всего, как залог нравственной чистоты.
Качества личности, формируемые в процессе нравственного воспитания: уважение и любовь к людям, любовь к Родине; искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, гуманность, правдивость, чувство собственного достоинства.
К средствам воспитания он относил личный пример, убеждение, обучение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Он выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе, указывал на единство этих двух начал в деятельности учителя, считал обучение важнейшим средством нравственного воспитания. К.Д. Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний.
Необходимым условием нравственного воспитания, Ушинский указывал, - формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значению» (1860) писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду». Труд является ведущим фактором развития.
К.Д. Ушинский определил учение как серьезный труд. «Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли». Он придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время. С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей. Он подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности. Придавал воспитательное значение игрушкам.
В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, а также эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.
Эстетическое воспитание соотносил с созданием окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. Эстетически можно развивать детей благодаря произведениям народного и литературного творчества, рисовaнию.
К.Д. Ушинский придавал важное значение формированию у детей nривычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укореняется привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей.
Наиболее естественной средой воспитания и обучения считал семью. Вней дети, начина с дошкольного возраста, получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. «Одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание». Его дают, в первую очередь, родители. для этого они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Ушинский высказывал требования о том, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Поэтому вся воспитательно-образовательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.
По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты». .
Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
К.Д. Ушинский дал советы по развитию речи и мышления детей, начиная с раннего возраста. Он доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком тои или другой мысли является наглядность.
Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. «Необходимо, - писал он, - чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».
В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Придавал значение и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Преобразования организационно-методического характера Ушинский осуществлял на должности инспектора классов Смольного института благородных девиц, куда его пригласили в 1859 г. Он провел ряд преобразований по модернизации учебного плана, введению новых методов обучения и др. Придерживаясь своего главного принципа - демократизации народного образования и народности воспитания, - он приглашал преподавать в институте известных педагогов, сумел ликвидировать существовавшее до этого разделение контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (т.е. из мещанского сословия), ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка девушек для работы в качестве воспитательниц. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который, благодаря ему, стал педагогическим изданием, лояльно относящимся к новым течениям в области народного образования.
Преобразования Ушинского вызвали недовольство части сотрудников Смольного института. Он был обвинен в атеизме и политической неблагонадежности. Под благовидным предлогом в 1862 г. Ушинского удалили из института - он был направлен на пять лет за границу. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где посещал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, считавшиеся самыми передовыми по части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей педагог написал книги «Родное слово» (1860) и «Детский мир» (1861). Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Эти книги оказали огромное влияние на русскую народную школу. По ним изучало русский язык не одно поколение школьников. Одновременно с изданием книг Ушинским было написано «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей», представлявшее собой рекомендации по методике преподавания родного языка. Оно пользовалось огромной популярностью среди педагогов и родителей. до 1917 r. книга переиздавалась 146 раз.
В середине 1860- х гг. Ушинский вернулся в Россию. пишет и начинает издавать с 1867 г. важнейший научный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 г., а через некоторое время последовал второй. Третий том остался незавершенным, в этой работе Ушинский дал обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов, рассмотрел педагогику в связи с другими науками, изучавшими человека (философией, историей, психологией).
В своей работе К.Д. Ушинский доказывал, что предметом воспитания является человек как таковой. А потому искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, Именно антропологические знания, полагал К.Д. Ушинский, дают возможность правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей ребенка, определить содержание обучения и формы его организации. поэтому он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики, систематического изучения детей в процессе воспитания, «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно «далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Историческая заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики - теории обучения. Он дал методические указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закрепить в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.
Ушинский утверждал необходимость теснейших связей между обучением и воспитанием, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал оп, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. Он обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
К.Д. Ушинский внес существенный вклад в дискуссию между сторонниками формального и материального образования. Он выступал претив чрезмерного увлечения классическим образованием как средством общего развития и его противопоставлением реальному образованию как средству подготовки к практической деятельности. Признавая обе теории односторонними, он считал одинаково важным как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями.
К.Д. Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение и отдельные виды (урок смешанный, урок устных и практических упражнений, урок письменных упражнений, урок оценки знаний). В целом, по мнению К.Д. Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.
К.Д. Ушинский внес существенный вклад в проблему подготовки учительских кадров. В статье «Проект учительской семинарии» он рекомендовал основывать закрытыe педагогические учебные заведения (учительские семинарии) для подготовки учителей народной школы, выдвигал идею создания педагогических факультетов в университетах для подготовки учителей средних учебных заведений, а также педагогических классов при женских средних учебных заведениях.
Ушинский высоко ценил роль учителя, влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами. Ушинский был крупнейшим ученым своего времени в области педагогики. Он охватил практически все основные аспекты педагогической теории, выступал как видный общественный деятель: писал статьи е воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.
Его идеи и учения привлекают внимание прогрессивных педагогов всего мира.
Основные педагогические идеи Ушинского.
Основа педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и др. работах.
Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.
В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
В статье «О народности в общественном воспитании» (1857) он начинает анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов. Ушинский дает меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.
К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.
Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Ушинский писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени». Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое из народного творчества.
Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу, и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки.
В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Родной язык, как указывал Ушинский, - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
Основывая свой взгляд на воспитание, образование, К. Д. Ушинский исходит из следующего положения: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях.
25.Педагогические взгляды и деятельность К.Д. Ушинского. (1824-1870).
Выходец из религиозной помещичьей семьи, Ушинский получил гимназическое, а затем университетское образование. По окончании Московского университета преподавал в Ярославском юридическом лицее, затем служил чиновником. Будучи назначен в 1859 г. инспектором Смольного женского института, произвел реформу этого учреждения, обогатив содержание образования, введя 2-летний педагогический класс. В 1860-1862 гг. редактировал "Журнал министерства просвещения". В последние годы жизни вел интенсивные теоретические изыскания в области педагогики. В этот период им написаны основные педагогические труды: "Человек как предмет воспитания", "Родное слово" и др.
Ушинский - основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности.
Провозгласив антропологический принцип ("все общественные явления выходят из частных психических явлений"), Ушинский, по сути, был близок французскому Просвещению, выводившему из природы человека все важнейшие социальные явления.
Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Обучение родному языку, разъяснял Ушинский, развивает "дар слова", вводит в сокровищницу языка, формирует "миросозерцание" ("родное слово - та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание").
Не менее важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности.
Педагогика, по Ушинскому, должна стоять на фундаменте обширного круга "антропологических наук", к которым были отнесены анатомия, физиология и патология, психология человека, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. В этих науках обнаруживается совокупность "свойств предмета воспитания, то есть человека". Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитывающую. по своему содержанию обучение – это процесс обогащения знаний (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование). Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов. Кроме того, существует ряд других условий: 1) связь "не с курьезами и диковинами", а с жизнью; 2) обучение в гармонии с природой ребенка (нельзя учить ранее, "чем он созрел для ученья"); 3) преподавание на родном языке; 4) постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении ("не давать им засыпать").Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя. Первая стадия - доведение знания до определенной системы. Она включает последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий; приведение этих понятий в систему. Сущность второй стадии заключается в обобщении и закреплении приобретенных знаний и умений.Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах ("условия преподавания): 1) сознательности и активности ("ясность" и "самостоятельность"), когда происходит "переход от незнания к знанию" ("при такой методе... возбуждается самостоятельная работа головы учащегося"); 2) наглядности (обучение на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками, с использованием в качестве основных наглядных средств натуральных предметов, моделей, рисунков); 3) последовательности ("постепенность"); 4) доступности, т. е. "отсутствии чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости"; 5) прочности - "твердости усвоения" (ведущий способ - разнообразное повторение: попутное, пассивное и особенно активное, когда ученик -"воспроизводит самостоятельно следы воспринятых ранее представлений").
Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: 1) стабильный состав учащихся в классе; 2) твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; 3) занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и пр.) В процессе урока в нужных случаях предлагалось изменять его направление.
Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего, Ушинский сравнивал с ростом здорового дерева, которое с "каждым годом приобретает новые ветви".
Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Однако Ушинский предостерегал от формализма и стремления добиваться исчерпывающего результата: "Дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания... Практически... применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника".
Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности, обучения родному языку. В работах "Родное слово", "Детский мир" и др. дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод.
В общей дидактике Ушинского просматриваются два типа принципов и идей: универсальные и более частные. К первым можно отнести идеи синтетического и аналитического преподавания. К более частным принадлежит теория таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и пр.
К методам устного изложения причислены следующие: 1) догматический или предлагающий; 2) сократический, или спрашивающий; 3) эвристический, или озадачивающий; 4) акроаматический, или излагающий. Например, сократический метод трактовался как "способ перевода механических комбинаций в рассудочные" и предназначался прежде всего для систематизации полученных знаний. В акроаматическом методе, напротив, особое значение имело приобретение нового знания, в первую очередь, через слово учителя (мастерский рассказ учителя "врезается легко в душу дитяти и так же легко ею воспроизводится").
Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания . Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты.Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась "патриархальная нравственность" - вера в правду и добро.
Школьный учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник.