Рекомендации для родителей овощи и фрукты. Работа с родителями по проекту «Овощи и фрукты — необходимые продукты. Игра в кругу с мячом «Из фруктов можно приготовить…»

Лексическая тема «Фрукты. Сад»

Словарная работа

Существительные: - фрукт, сад, садовод, дерево, яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, ананас, кожура, косточка, семечка, мякоть, корка, яблоня, ветка, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.

Прилагательные: - красный, зеленый, желтый, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, витаминный, фруктовый.

Глаголы: - сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, выжимать, сушить.

Наречия: - вкусно, сладко, кисло, выше, ниже, поровну.

    Рассмотреть натуральные фрукты, отметить их характерные признаки: цвет, форму, вкус.

    Побеседовать о том, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте).

    Рассмотреть картинки, иллюстрации с изображением фруктов, труда людей в саду, сбора урожая.

    Рассказать и показать, что можно приготовить из фруктов.

Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот, (указательным пальцем правой руки мешать в ладошке)

Фруктов много нужно. Вот: (Загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот (Опять варят и мешают)

Угостим честной народ.

Формирование слоговой структуры

1. Спрячь в ладошки слоги (прохлопать слова по теме «Фрукты»)

2. Проговорить слоговые цепочки. Ут – ат ут – ат – от Кто – кту кто – кту – кты Га – ква ба – пва Га – га – ква ба – ба – пва Да – да – тва да - тва

Лексико – грамматические игры

1. «Скажи ласково» Яблоко – яблочко Банан – бананчик Слива - Апельсин – Лимон - Мандарин – Ананас - Абрикос – «Один – много» (Им. падеж) Фрукт – фрукты Лимон – Сад - Яблоко – Дерево - Груша – Косточка - Банан – Семечка - Слива – Ветка - Апельсин – Мандарин - Персик – Абрикос - Ананас –

2.«Скажи со словом «много» (Род. падеж) Фрукты – много фруктов Яблоко – много яблок Дерево - Груша – Косточка - Банан – Семечка - Слива – Корка - Лимон – Ветка - Апельсин – Мандарин - Персик – Абрикос - Ананас –

3. «Где лежит фрукт?» На столе, в корзине, упал со стола, под столом, за корзиной, взяла из-за корзины, достала из-под стола, Выполнение многоступенчатых инструкций Яблоко положи в корзину, а сливу – в вазу; Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях; Банан положи в корзину, а грушу – в блюдце и т.д.

4.«Что из чего?» (образование относительных прилагательных) Сок из яблок – какой? яблочный Варенье из яблок - …. Компот из груш – Повидло из слив – Джем из абрикосов – Начинка из персика –

5.«Посчитаем» 1 яблоко 2,3,4 яблока 5 яблок 1 банан 2,3,4 банана 5 бананов 1 груша 2,3,4 груши 5 груш «Скажи наоборт» Апельсин круглый, а банан - Лимон кислый, а персик - Яблоко большое, а слива - Яблоко твердое, а груша - Слива гладкая, а персик -

Выучите с детьми:

Пословицы. Поговорки.

    Без труда в саду нет плода.

    Нет трудов, нет и плодов.

Загадки:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Яблоко

Листья плотные, да лаковые,

Плоды желтые, да лакомые.

Ее скорее скушай,

Созрела значит…

Груша

Желтобрюхий, ароматный,

Кислый он не вероятно,

В чай для вкуса добавляют,

Подскажи, как называют?

Лимон

Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня. Апельсин

Этот желтый плод растет

Там, где лето круглый год.

Он как краешек луны,

Все вы знать его должны. Банан

В форме лампочки она,

Цветом – желтая луна.

Нам охота очень скушать

Сладкую, большую…. Грушу

Подготовила: Чугунова Н.Н.

Проект в средней группе «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ» Составили: Пузикова М.В.

Демьянова Н.П. Познавательно­творческий проект: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ» Продолжительность проекта: 3 недели Тип проекта: Познавательно­творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность проекта: Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты, а сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, в садах. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться. Умение классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать данный проект. Дети закрепят названия овощей и фруктов, где они растут, познакомятся с профессиями садовода и овощевода, узнают, что можно приготовить из овощей, фруктов. Работа над проектом направлена: ­ на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; ­ ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; ­ на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью; ­ проект объединит воспитателей, родителей и детей в совместной творческой работе. Цель: Расширение у детей представления о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Задачи: Обучающие: ­ Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы; ­ учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов; ­ формировать интерес к произведениям русского фольклора об овощах, фруктах (загадки, пословицы, поговорки); ­ формировать у детей знания о пользе витаминов во фруктах и овощах, их значение для здоровья человека; ­ формировать знания о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей. Развивающие: ­развивать устойчивый интерес к окружающему миру;

­ развивать у детей знания о фруктах, овощах, их способе произрастания (сад, огород); ­ развивать сенсорные навыки детей; ­ развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности. ­развивать речь, словарный запас; ­развивать познавательный интерес детей. Воспитательные: ­ формировать знания о гигиене питания и бережное отношение к своему здоровью; ­ формировать умение проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость; ­ формировать у детей бережное отношение к природе, уважение к труду взрослых. ­ объединить в общей творческой деятельности: педагога, родителей и детей; Предполагаемый результат реализации проекта: 1. Знание и умение детьми называть, классифицировать овощи, фрукты. 2. Знание, где растут овощи, фрукты, о витаминах, содержащихся в них, и их значение для здоровья организма. 3. Практические навыки по приготовлению салатов, что можно приготовить из овощей, фруктов; 4. Повышение речевой активности, активизация словаря по темам: «Фрукты и овощи», «Золотая осень», «Труд людей осенью». 5. Родители грамотно и творчески отнесутся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей. Подготовительный этап Воспитатели: 1. Формулировка цели и разработка задач; 2. Составление плана основного этапа проекта; 3. Подбор литературы по выбранным темам; 4. Подбор дидактических игр, иллюстративного материала по теме.. Дети: 1. Подбор книг для мини­библиотеки; 2. Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных овощей и фруктов для салата, кухонного инвентаря; 3. беседа о здоровье, о пользе овощей и фруктов. Родители: 1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем. 2. Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра мультипликационных фильмов, обсуждения.

Создание развивающей среды: Внести в группу наглядный материал по темам «Фрукты», «Овощи». Пополнить уголок книги следующими произведениями: Ю. Тувима «Овощи», «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Вершки и корешки» русская народная сказка, «Пых». Внести дидактические и настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Четвертый лишний», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки» и др. Предоставить раскраски на темы «Овощи и фрукты», «Листья». Создание в уголке природы познавательной картины «Осень, ее признаки». Основной этап:  Беседы: «Что нам осень принесла?», «Что, где растет?», «Витамины с грядки», «Труд людей осенью», «Овощи и фрукты ­ самые полезные продукты», «Витамины».  НОД по ознакомлению с окружающим: «Что нам осень принесла?», «Фрукты и овощи». Дидактические, игры:  «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Найди, что покажу», «Отгадай овощ или фрукт на вкус». Настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки», «Сад­ огород», «Домино», пазлы: «Фрукт или овощ?». Подвижные игры: «Собери урожай», «У медведя во бору», «Огуречик­ огуречик», «Урожай», «Картошка», «Солнышко и дождик», «Овощи или фрукты», «Вагончик овощей, вагончик фруктов», «Апельсин». «Урожай», «Зайка шел», «Огородный хоровод», «Мишка», «Горошина». Хороводные игры: Дыхательные игры: Упражнения: «Горячий суп», «Вкусный запах» Игры: «Отгадай, что за овощ», «Отгадай, что за фрукт» Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Л.Н. Толстой «Косточка», М.Моравская «Апельсиновые корки», С. Черный «Загадка», «Картошка» Сказка Г.Х.Андерсена, Л. Толстой «Старик сажал яблони», Сухомлинский В. «Внучка старой вишни». Свинцов В. «Сказка про яблоньку». Чтение и обыгрывание: Сказка В. Сутеева «Яблоко». Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки». Чтение и разучивание: ­ стихотворений об осени, об овощах и фруктах; стихотворение ­ считалка: Г. Сапгир «Садовник»; пословицы, поговорки, потешки. Загадывание загадок по темам: «Овощи», «Фрукты». Театрализованная игра: «Во саду ли, в огороде».

 Лепка овощей и фруктов с детьми для сюжетно­ролевых игр «Мама варит суп и компот»: «Яблоко и апельсин», «Магазин овощей и фруктов»: «Большие и маленькие морковки», «Огурец и свекла». Пальчиковая гимнастика:  Рисование: «Яблоко и огурец», «Ваза с фруктами».  Аппликация: «Заготовки на зиму».  «Капуста», «Компот», «Варим щи». Пальчиковый театр ­ сказка: «Репка».  Выставка поделок: «Подарки осени».  Прослушивание аудиозаписей по теме. Просмотр презентации « Во саду ли, в огороде», «Овощи, фрукты».  Спортивный досуг: «Во саду ли в огороде».  Экскурсия на огород.  Опытно – экспериментальная деятельность: ­ С овощами, красящие и косметические свойства овощей; ­ Исследование осенних листьев, их свойств. «Почему листья не тонут в лужах». ОБЖ Беседы: «Если с нами аккуратно обращаться, то и к докторам не придется обращаться», «Кухня не место для игр». Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно­ролевые игры: «Семья, сюжеты: «Делаем салат», «Готовим с мамой обед», «Варим компот из фруктов»; «Магазин овощей», «Машины везут фрукты в магазин». Рассматривание картинок, плакатов, с изображением овощей, фруктов. Сбор детьми семян цветов, листьев для гербария. Раскрашивание раскрасок: осенние листья, «На яблоне поспели яблоки». Работа с трафаретами «Овощи, фрукты», в уголке творчества. Взаимодействие с семьей: Организовать совместную деятельность родителей с детьми по сбору шишек, семян. Пополнение родителями уголка природы муляжами овощей, фруктов (вязаными). Совершение родителями и детьми прогулок в сад и огород (по возможности, наблюдение за работами на огородах и в садах). Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – витаминные продукты». Итоговое мероприятие: Развлечение: «В гости к дедушке Винограду». Заключительный этап: Оформление памятки в родительский уголок «Здоровая пища»; Папка ­ передвижка «Вкусные загадки»; Оформление книги «Вкусные заготовки»; Ширма для родителей, по лексической теме: «Овощи». Рекомендации

«Урожай. Овощи, фрукты, ягоды»

1. Помогите ребёнку запомнить названия ягод : черника, малина, земляника, клюква, брусника, ежевика. Нарисуйте или наклейте изображения этих ягод в тетрадь. Пусть ребенок показывает и называет их.

2. Поиграйте в игру «Что где растет?»

Свекла, картофель, малина, груша, огурец, клюква, черника, помидор, яблоко, слива и т. д. (Закрепление пройденного материала.)

3. Поиграйте в игру «Какое варенье» :

малина – малиновое варенье

черника – черничное варенье

земляника – земляничное варенье

клюква – клюквенное варенье

брусника – брусничное варенье

4. Прочитайте стихотворение на выбор :

«Сбор ягод»

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

И поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

На кустах и на кусточках,

На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу. Н. Нищева

5. Чтобы дети лучше запомнили названия овощей , фруктов, ягод, загадайте им загадки :

Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)

Ни окон, ни дверей полна горница людей. (Огурец)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок, на вид похож на мяч. (Арбуз)

Есть в саду фруктовом чудо : листья ярче изумруда,

Серебристые цветы, золотистые плоды. (Апельсин)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок. (Морковь)

Уродилась я на славу : голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста)

6. Для закрепления названия овощей, фруктов, ягод рекомендую вам поиграть с ребенком в игру «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по ответам на вопросы».

Взрослый задумывает какой-либо овощ (фрукт, ягоду, ребенок пытается его угадать, задавая вопросы : размер? Форма? Цвет? Хвостик есть? Какая кожица на ощупь? Вершок или корешок? Какой вкус? Что из него готовят? Что можно заготовить на зиму?

Эта игра учит детей точно и полно выражать свои мысли, передавать свои чувственные ощущения словами, а также позволяет им упражняться в формулировании вопросов, в преобразовании словесного описания в наглядные образы.

7. Поиграйте в игру «Осенняя ярмарка» . Дети должны знать, что овощи , фрукты, ягоды можно заготавливать на зиму (солить, квасить, мариновать, сушить, замораживать, выжимать сок, варить варенье, компот); называть заготовленный на зиму продукт, рассказывать, каким способом он заготовлен; выполнять роли продавца и покупателя. Эта игра развивает речь детей, ролевое взаимодействие, воспитывает культуру общения.

8. Поиграйте в игру «Мы считаем» .

Раз, два, три, четыре, пять -

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей ,

Посчитай-ка их скорей. (Например, один огурец, два огурца и т. д. До 10)

9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук

За ягодами

Раз, два, три, четыре, (Пальчики обеих рук "здороваются".)

В лес идем мы погулять, (Пальчики "шагают".)

За черникой, (Загибают по одному пальцу.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке принесем.