Особенности развития интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольников Развитие интеллекта в дошкольном возрасте

В этой статье:

Родители начинают задумываться о том, как и с чего начинать интеллектуальное развитие детей, пожалуй, с того момента, как малыши делают первые шаги. Заботливые мамы и папы считают, что чем раньше они начнут развивать интеллектуальные способности ребенка, тем проще в дальнейшем ему будет учиться и тем больших вершин он достигнет. Так ли это на самом деле? Как и когда нужно начинать развивать детей интеллектуально, а главное, отличается ли процесс развития дома от того же процесса в детских дошкольных учреждениях? Об этом читайте ниже.

Что говорят психологи?

Детские психологи в один голос утверждают, что в дошкольном возрасте – который, между прочим, начинается не с года, а с трех лет, и продолжается до семи – главным видом деятельности малыша была, есть и будет игра. Сначала это самые простые игры, которые по мере взросления ребенка усложняются сюжетом, правилами, использованием вспомогательных предметов и т.д.

Играя без
ограничений по времени в дошкольном возрасте, к 6 годам, когда пора поступать в школу, малыш чувствует, что уже достаточно наигрался, и с удовольствием знакомится с новым видом деятельности - учебой. Главное, что руководит ребенком в этом возрасте - это познавательный интерес. Он стимулирует его учиться, узнавать что-то новое, быть одним из лучших в классе.

Если пересмотреть основные литературные материалы, посвященные развитию интеллектуальных способностей ребенка, то можно заметить, что все они построены на обучении малыша в игровой форме. Авторы постоянно напоминают читателям о том, что они имеют дело с детьми дошкольного возраста, развитие которых может быть построено исключительно на игре, которая, правда, в данном контексте уже выступает в роли средства подготовки к школе.

Следуя
рекомендациям авторов, родители сознательно лишают ребенка детства, обучая его, пусть и в игровой форме, тому, что он и так бы узнал в свое время в начальной школе. Что это дает? Родители получают повод гордиться малышом, который в три года выдает истины, неизвестные первокласснику. Но не более.

Да, действительно, малышей в игровой форме можно подтолкнуть к тому, чтобы они запомнили цифры и буквы. Но будут ли они понимать, что они учат, на самом деле? В три года малыш не в состоянии понять, что такое буква или цифра. Он пока не владеет такими простыми понятиями, как «звук», «знак» или «число». И даже если попробовать ему объяснить это в примитивной форме, он не поймет. Это означает, что запоминать буквы и цифры, навязываемые взрослыми, кроха будет, но без особого желания, чаще лишь с целью угодить родителям. Подобные занятия младшим дошкольникам кажутся ненужными и безумно скучными.

Что нужно знать родителям об интеллектуальном развитии малышей?

На основе вышеизложенного некоторые могут сделать вывод, что развивать интеллектуальные способности ребенка в столь раннем возрасте нецелесообразно. Но это не так! Развивать малыша нужно, но важно делать это правильно. Например, с 3 до 6 лет нужно стараться много читать ребенку и как можно больше с ним общаться, обсуждая прочитанное, увиденное, услышанное.

Если так
хочется обучить кроху счету, то можно начинать вместе с ним считать пальчики, машины на улице, бездомных собак или кошек. Вот так, считая все, что попадается на улице и дома, можно приобщить кроху к счету. При этом не нужно забивать его голову цифрами, рисуя карточки или упражняясь с магнитной доской. В раннем дошкольном возрасте ребенок не способен адекватно воспринимать подобную информацию.

Простой и интересный способ развития интеллекта дошкольника в домашних условиях - это уроки совместного творчества. Вместе с ребенком родители могут:

  • рисовать карандашами и пальчиковыми красками;
  • лепить из пластилина или теста;
  • делать аппликации, поделки и пр.

Старайтесь
использовать как можно больше природных материалов. Пусть кроха клеит и лепит на коре дерева, делает аппликации, используя листья, шишки, засушенные цветы; предложите ему выжигать по дереву. Поддерживайте природный интерес малыша к занятиям такого рода, предлагая все новые идеи, организовывая собственную мини-выставку работ для друзей и знакомых.

Совет родителям: не придерживайтесь слепо методик для раннего развития интеллектуальных способностей малышей, забывая о том, что имеете дело с ребенком, у которого, в первую очередь, должно быть детство. Отдавайте предпочтение пособиям, которые рассчитаны на развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Как работают над развитием интеллектуальных способностей в детском саду?

Программа воспитания дошкольников с целью их интеллектуального развития в детском саду построена по большей мере на дидактических играх. Такие игры делают процесс обучения малышей интересным и эмоционально окрашенным. Дидактические игры разделяются на игры:

Игры с предметами (чаще всего с игрушками) проводятся с целью познакомить детей с их основными признаками, научить группировать и классифицировать предметы. Игровая деятельность такого рода по мере совершенствования навыков ребенка должна усложняться, требуя от него проведения логических умозаключений. Дети с удовольствием запоминают порядок расположения предметов, принимают участие в поиске спрятанных игрушкек.

В процессе дидактической игры крайне важно определить цели для ребенка. Так, например, если основная цель - изучение и закрепление названий предметов, то нужно сосредоточить внимание ребенка именно на этом. Если нужно научить ребенка отличать признаки, то они у предметов, задействованных в игре, должны быть четко видны.

Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, чего не хватает» или «Угадай, что поменялось». В них воспитатель прячет, меняет или добавляет предметы, задавая ребенку наводящие вопросы.

Настольные игры
предполагают собой использование не самих предметов, а их изображений, например в виде картинок, пазлов, кубиков. Такие игры предназначены для развития мыслительных процессов, внимания и смекалки.

Словесные игры крайне важны для речевого развития. Они способствуют формированию слухового внимания, учат малышей правильно воспроизводить слова и звуки, способствуют ускорению процесса развития речи.

Словесные игры могут быть четырех видов:

  • путешествия (предназначены для знакомства детей с окружающим миром);
  • поручения (способствуют совершенствованию умения строить причинные связи, осмысливать порядок действий);
  • загадки (нужны для развития способности анализировать);
  • беседы (укрепляют связь между детьми и воспитателями, нужны для общения).

В целом можно отметить, что дидактические игры в детском саду необходимы для развития у детей любознательности, желания к совместному решению задач в коллективе, объединенном общими интересами.

Задачи и модели умственного развития детей в дошкольном возрасте

Говоря об основных задачах интеллектуального воспитания детей трех-шести лет, можно выделить следующие:

Что касается моделей умственного развития дошкольников, то среди них можно выделить:

  1. Эмоциональную
  2. Логическую
  3. Речевую.

Эмоциональная. С момента появления на свет и примерно до полутора лет ребенок развивается эмоционально. Позитивные эмоции, любовь и поддержка близких помогают ему достичь гармонии в этом процессе.

Логическая. В младшем дошкольном возрасте у малыша происходит активное развитие зрения и слуха. Именно в это время у детей формируется логическое мышление, они становятся восприимчивыми к музыкальному миру. На этом этапе нужно чаще играть с малышом в логические развивающие игры.

Речевая. Речь идет о модели умственного поведения дошкольников, которая предполагает стимулирование у них развитие способности воспринимать и запоминать устную информацию. Например, именно в дошкольном возрасте дети проще и быстрее усваивают и запоминают иностранные слова. Задача взрослых - дать ребенку возможность развиваться в этом направлении во время чтения вслух детских книжек, разучивания стихов и песенок.

Заключение. Интеллектуально развивать ребенка в дошкольном возрасте можно природным путем, ненавязчиво рассказывая малышу обо всем, с чем ему приходится сталкиваться в окружающем мире. Только в этом случае к моменту, когда перед ребенком откроются двери в школьный класс, он будет иметь желание учится, у него будет сформировано особое мировоззрение, которое позволит ему высказывать личное мнение.

Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.) .

В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности. По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Дошкольный возраст от 4 до 5 имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.

Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.

Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези, складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию .

5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняет двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку .

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания : увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. 😉

Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Такие упражнения - и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.

Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.

Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?

Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.


Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  • Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    - отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    - осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    - даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  • Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи , разгадывайте загадки и математические головоломки , играйте в шахматы.
  • Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…

У большинства родителей не хватает времени, чтобы попробовать все, что может быть полезно их ребёнку. Но все мы знаем, что это лишь вопрос приоритетов.

Быть может, пришло то самое время, чтобы взять на себя ответственность не только за регулярные семейные оффлайн-активности, но и за совместные занятия в онлайн-режиме?

Почему 250 000 детей и родителей выбрали для себя ЛогикЛайк?

  • Мы создали полноценный курс для формирования логического фундамента мышления;
  • заниматься можно на планшете, смартфоне, компьютере или ноутбуке;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием. Сформируйте полезную привычку заниматься по 20 минут каждый вечер.

Страница 1 из 2

Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей го социальной средой

Annotation: The article discusses the features of the intellectual development of preschool children. The article reveals the connection depending on the intellectual development of preschool on the characteristics of its interaction with the environment of the social environment.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, дошкольный возраст

Key words: intellectual development, intelligence, preschool age

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Так что же такое - интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.

В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого - начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их .

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности - игры.

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей

Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником - это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве - игра, школьном - учение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовывать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития умственных способностей, так как наличие их высокого уровня, хотя и не гарантирует успеха в учебной, профессиональной, творческой и других видах деятельности, но создает для него определенную основу.

Интерес к изучению умственных способностей, условиям и факторам их развития, диагностики обусловлен не только социально-экономическим укладом, но и запросом со стороны педагогической практики. Повышение значимости и ценности хорошего образования вызывает повышенный интерес к обучению и развитию детей дошкольного возраста. Многие родители при этом испытывают тревогу за будущее ребенка, желание дать ему как можно больше шансов в самореализации и успешном определении своего места в условиях нестабильной жизни.

Гуманизация образования и связанный с этим переход от объяснительно-иллюстративного типа обучения к развивающему, как указывается в Концепции дошкольного воспитания, направлены на создание новых образовательных систем, которые с одной стороны максимально способствовали бы психическому, и особенно умственному развитию дошкольников. Повышение эффективности дошкольного обучения возможно лишь в том случае, если оно будет построено согласно общим законам умственного развития.

Практическая значимость проблемы развития умственных способностей обусловлена еще и тем, что определенный уровень их развития предполагает наличие более избирательного отношения к информации. В настоящее время человечество достигло значительных результатов в области технологий. Вследствие этого дети информационно повзрослели, однако в силу эмоциональной незрелости им трудно отличить позитивную информацию от непозитивной.

Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо использовать научно-обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие интеллектуальный потенциал личности. Это невозможно без знания особенностей умственных способностей дошкольников, путей и способов их развития. Знание особенностей развития умственных способностей детей поможет более полно задействовать их социальную и личностную активность в процесс обучения, с одной стороны, а с другой будет способствовать полноценному развитию личности и повышению «компетентности» будущего школьника в решении самых разнообразных задач.

Таким образом, проблема исследования психологических условий и факторов развития умственных способностей детей дошкольного возраста имеет важное практическое значение. Она создает необходимые психологические предпосылки для решения узловых дидактических задач на ступенях дошкольного образования.

Изучению умственных способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных исследователей (Ж.Л.Пиаже, И.М.Сеченов, Л.С.Выготский; С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, и др.). Представления о сущности умственных способностей и их развитии в психологической науке меняются, дифференцируются, уточняются.

Цель исследования заключается в выявлении условий, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс развития умственных способностей дошкольников.

Предметом исследования являются условия развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Г ипотеза исследования строится на предположении о том, что развитие умственных способностей дошкольников в условиях ДОУ проходит эффективнее, если:

Выявлены условия развития умственных способностей детей дошкольного возраста;

Определены особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста;

Создана педагогическая модель ознакомления дошкольников с животными в процессе развития умственных способностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучить разработанность проблемы умственных способностей в психологической науке.

2.Разработать модель развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животными.

3.Провести экспериментальное исследование использования модели развитие умственных способностей в процессе ознакомления с животными.

Методы исследования:

Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;

Эмпирический: наблюдения, беседы, диагностика, тестирование, эксперимент.

Математической: статистики приобработкеопытно-

экспериментальных данных..

Исследования проводились на базе ДОУ № 2 «Фиалка» с. Хумалаг, РСО-Алания В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (10 - в контрольной группе, 10 - в экспериментальной группе).

Глава 1. Теоретические основы развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Исследование природы умственных способностей осуществляется довольно давно, однако этот вопрос по-прежнему остается открытым. Ответ на него искали мыслители всех времен (Платон, Конфуций, ДясЛокк, К.А.Гельвеций, Кант и др.). В своих изысканиях они опирались в основном на собственные житейские наблюдения, умозрительные рассуждения, обобщения обыденного опыта.

На протяжении тысячелетий задача детального научного исследования такой тонкой материи, как человеческой ум, практически даже не ставилась, считаясь в принципе не разрешимой.

Сегодня тема умственных способностей вновь стала актуальной, что обусловлено социально-экономическими условиями, состоянием общества. Несмотря на довольно значительный вклад психологов (Ф.Гальтон, А.Бине, Т.Симон, Ж.Пиаже, Г.Айзенк, И.М.Сеченов, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Я;А. и др.) в экспериментальную и теоретическую разработку данной проблемы все же единой теории развития умственных способностей не существует.

Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных способностях заговорил Фр.Гальтон. Он полагал, что умственные возможности закономерно обусловливаются особенностями биологической природы человека и, соответственно, физическим и физиологическим его характеристикам.

В качестве показателя общих - умственных способностей им рассматривалась сенсорная различительная чувствительность. У А.Бине и Т.Симона иное понимание природы умственных способностей. В отличие от Фр.Гальтона, который рассматривал ум как совокупность врожденных психофизиологических функций, они признавали влияние окружающей среды на особенности познавательного развития.

Умственные способности оценивались А.Бине не только с учетом сформированности определенных познавательных функций, в том числе и таких более сложных познавательных процессов, как запоминание, пространственное различение, воображение и т.д., но и уровня усвоения социального опыта (осведомленности, знания значений слов и т.д.). Следовательно, в контексте данного подхода умственные способности определялись не столько как способность к познанию, сколько как достигнутый уровень психического развития, проявляющийся в показателях сформированности определенных познавательных функций, а также в показателях степени усвоения знаний и навыков.

Создание А.Бине и Т.Симоном набора тестовых задач для оценки уровня умственного развития можно считать первым шагом к практическому исследованию умственных способностей. Позже Л.Термен модифицировал тест Бине-Симона, используя понятие коэффициента умственного развития, введенное ранее В.Штерном.

Это привело к следующим результатам: при отсутствии единого мнения о том, что такое умственные способности, психологи активно изучали его количественную сторону; в ходе исследований была обнаружена относительная константность и установлена прямая зависимость между показателями коэффициента умственных способностей и успехами в обучении, наиболее престижными профессиями и овладении ими; кроме того, был сделан вывод о его врожденной обусловленности.

Теоретическим результатом перечисленных исследований явилось признание существования «общей умственной способности», то есть некоторого единого основания, с большим или меньшим удельным весом представленного в разных видах умственной деятельности. Умственные способности не только разнообразны, но и находятся в определенном соотношении, т.е. выделены высшие и низшие уровни умственной активности. Следует отметить так же идею наличия управляющих влияний в системе умственных компонентов разной степени общности, т.е. роль наследственности и среды в развитии тех или иных умственных способностей различна.

Особое положение в зарубежной психологии занимают теории Ж.Пиаже. В них исчерпывающе проанализированы операциональные характеристики познавательных структур всех уровней, включая понятийный. Так, Ж.Пиаже считает, что развитые умственные способности проявляются в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.

Следовательно, поведение тем более «умное», чем сложнее и многообразнее становятся траектории, по которым проходят воздействия субъекта на объекты, и к чем более прогрессирующим композициям они ведут. С внутренней стороны интеллект, по Ж.Пиаже, это системы скоординированных между собой обратимых операций, образующих единое целое: «Психологическая реальность состоит из операциональных систем целого, а не из изолированных операций, понимаемых в качестве предшествующих этим системам элементов» В рамках данного подхода природа умственных способностей носит адаптивный, деятельный характер.

Развитие умственных способностей представляет собой процесс, основанный на определенной системе психологических условий и факторов. При этом системные факторы представляют собой причинную основу, на базе которой объединяются элементы общей системы развития умственных способностей (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Б.П Ананьев, В.Г. Леонтьев, и др.). В исследованиях психологов выделяются различные факторы развития умственных способностей. Работы таких психологов как Б.Г. Теплов, Н.С. Лейтес, В.М. Русалов, А.Н. Лебедев посвящены исследованию психофизиологических факторов.

Социальные факторы развития умственных способностей (состав семьи, стиль семейного воспитания, интеллектуальный климат семьи, роль социального статуса) рассматриваются в трудах Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьева.

Роль деятельности в развитии умственных способностей (учебной, игровой, профессиональной и др.) представлена в исследованиях С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, др.

Одной из наиболее дискуссионных по праву является проблема личностных факторов развития умственных способностей. Попытки исследователей (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Д.Л.Робинсон, и др.) связаны с выявлением связей между умственными способностями и свойствами, чертами личности (тревожность, уровень притязаний, самооценка, рефлексия, эмоции, целеустремленность, сензитивность, радикализм, трудолюбие и др.)

Можно выделить также ряд исследований, в которых уделяется особое внимание исследованию роли мотивационных факторов (интересы, склонности, установки, цели, мотивы и др.) в развитии умственных способностей (Н.О.Лейтес, А.В.Брушлинский, О.К.Тихомиров, С.Л.Рубинпггейн, А.Г.Ковалев, В.Г.Леонтьев и др.).

Таким образом, значение этих исследований огромно, особенно в разработке общетеоретических проблем развития умственных способностей. Вместе с тем, анализ психологической литературы позволяет констатировать отсутствие ясного представления о наиболее существенном системном факторе развития умственных способностей и что проблема взаимоотношений умственных способностей с мотивационными и личностными свойствами, поставленная и осознанная давно как весьма важная не только в теоретическом отношении, но и практически, находится на начальных этапах ее конкретной разработки.

Теоретический анализ психологической литературы показал, что общие умственные способности - это устойчивые свойства личности, которые создают основу для успешного выполнения различных видов деятельности и проявляются в индивидуальных особенностях познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия, речи, внимания), но ведущая роль принадлежит мыслительным процессам.

1.2 Особенности развития умственных способностей старших дошкольников

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, - пишет О.Селли, - предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире».

Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков».

У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, - пишет Селли, - сравнение посредством измерения становится даже известного рода страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.»

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Однако процесс этот имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность.

Например, в исследовании О. М. Концевой, сделанном под руководством А. В. Запорожца, было показано, что дети даже 6--7 лет, поставленные перед задачей подобрать к басне соответствующий рассказ, идут по линии сходства изображенных в них ситуаций, а не по сходству мыслей, выраженных в том и другом произведении

Дальнейшие опыты показали, что дети могут увидеть не только внешнее сходство в содержании басни и выбранного ими рассказа, но усмотреть и те более глубокие связи и отношения, которые заключены в аллегорическом смысле басни и которые раскрыты в другом, предоставленном ребенку для выбора рассказе. Однако дети упорно идут по линии ситуативного сближения басни и рассказа, так как именно эти жизненно практические связи и отношения кажутся им более существенными. То же самое было установлено и в другом исследовании, где детям под видом игры «четвертый лишний» предлагалось выбросить одну картинку из четырех, которая кажется им лишней, не подходящей к остальным трем. Что касается детей дошкольного возраста, то они часто давали неожиданные, с точки зрения взрослых, решения: они отбрасывали то собаку, то лошадь, то льва. Первоначально казалось, что такого рода решения являются результатом недостаточного развития обобщающей деятельности детского мышления. Однако на самом деле обнаружилось, что дети умеют видеть логические соотношения, представленные в подборе картинок, но что существенными для них являются другие, жизненно практические связи и зависимости.

Такого рода подход к решению познавательных задач при отсутствии соответствующего воспитания может у отдельных дошкольников надолго задержаться. Такие дошкольники, становясь школьниками, обнаруживают явление умственной пассивности. Однако при нормальном развитии умственной деятельности у детей, уже в дошкольном возрасте, начинает возникать потребность в решении особых познавательных задач, которые, как таковые, выделяются для их сознания.

По данным, полученным в исследованиях А. В. Запорожца и его сотрудников, первоначально такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид умственной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком умственных операций.

С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А. В. Запорожца Е. А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности.

Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решением головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой - у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучиться решать трудные задачи. Достаточно убедительные данные о росте интереса к задачам интеллектуального порядка имеются и в другом исследовании. Изучалось, какого типа задачи -- игрового, трудового или интеллектуального содержания - больше побуждают детей дошкольного возраста к настойчивости. Оказалось, что в разных возрастных группах это были разные задачи. Для детей младшей группы наибольшую побудительную силу имели задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников (т. е. для детей от 5,5 до 7 лет) - собственно интеллектуальная задача.

Надо отметить, что в развитии умственных способностей дошкольников существуют, по мнению Выготского Л.С. , две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает умственную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития умственных способностей составляет постепенное расширение и углубление интересов внутри одной и той же сферы действительности. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность умственного развития.

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития умственных способностей ребёнка. Процесс умственного развития в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного развития умственных способностей, познания и преобразования мира через освоение умений:

Постановка цепи и планирование;

Прогнозирование возможных эффектов действия;

Контроль за выполнением действий;

Оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»), развиваются умственные способности.

Таким образом, развитие умственных способностей следует рассматривать как сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отметим: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке умственные способности и интересы. Иными словами, информация, ее содержание (второй компонент) активно влияет на появление, закрепление и становление у детей различных умственных способностей

1.3 Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животными

Особую роль в развитии умственных способностей детей старшего дошкольного возраста следует выделить при ознакомлении их с природой. Дети знакомятся с природными объектами, с животным миром на прогулках и экскурсиях, им дают знания о некоторых насекомых, животных тех мест, где находится дошкольное учреждение.

Например, чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям гусеницы-листоеды, их помещают в садок вместе с растением, на котором они были найдены. После наблюдения можно убедиться, как за короткий срок гусеницы поражают листья. В беседе воспитатель подчеркивает пользу птиц, уничтожающих таких гусениц.

Учитывая, что в условиях города и пригородных зон в настоящее время осталось очень мало бабочек, ловить их и помещать в садики не следует; лучше рассматривать их на прогулках, когда дети их видят летающими или сидящими на растениях, траве. Не следует также разрешать детям собирать большое количество насекомых (например, жужелиц, божьих коровок или других жуков), что дети иногда любят делать; можно поймать 1-2 вида насекомых, рассмотреть в садике в течение нескольких дней и отпустить, объяснив, какую пользу они приносят природе.

Уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя. Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.

Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи, рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

Основные занятия о животных и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий. Однако не следует процесс ознакомления с животными сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению.

Работа на занятиях по наблюдению за животными усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями. На занятии животное не всегда «показывает» все свои повадки, а в процессе систематического наблюдения за ним ребята могут узнать много интересного. Во время обсуждения работы и наблюдений дежурных воспитатель просит ребят рассказать о том, что они увидели, поощряет наиболее внимательных.

Таким образом, педагог постоянно поддерживает интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный интерес воспитателя, его внимание к животным. Как знакомить дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными? Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми, воспитатель отмечает самые характерны признаки ее внешнего вида и повадок (большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета; передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве, прыгает).

Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее. Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об этих животных.

При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и сравнить их (одни летают, другие плавают), отмечает, как быстро плавает жук, загребая ножками, какие у него крылышки.

Старшие дошкольники ведут наблюдения не только за лягушками, но и за жабами, ящерицами, черепахами; из водных обитателей рассматривают жуков и улиток. Животных помещают в банки на более длительный срок, за ними организуют длительные и систематические наблюдения. Дети старшей группы не только рассматривают характерные особенности внешнего вида, наблюдают за повадками животных, но и узнают о среде их обитания, о приспособляемости к ней. Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу, воспитатель обращает внимание ребят на окраску животного и предлагает ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок.

Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху спасает панцирь.

С детьми старшей группы можно провести занятие «Рассматривание лягушки и устройство террариума для нее» после наблюдения за ней в природе. Дети рассматривают животное, описывают его внешний вид и повадки, отмечают строение ног и способ передвижения; сравнивают лягушку с ящерицей, которую видели во время экскурсии, отмечают, что лягушка прыгает - у нее задние ноги длиннее передних, у ящерицы ноги одинаковой длины, она бегает. Затем воспитатель предлагает вспомнить, где дети видели этих животных, какая там была земля, трава; просит рассказать, какие условия нужны для жизни земноводных и пресмыкающихся. Предлагает на очередной экскурсии поймать лягушку и поместить ее в террариум для более детального рассматривания и длительного наблюдения. Но надо устроить в террариуме так, чтобы было похоже на водоем, создать влажный воздух, положить камешки и т.д.).

Воспитатель вместе с детьми выбирает на участке место, где поставить террариум. В конце занятия педагог дает детям задания по уходу за террариумом (опрыскивание - частое или редкое, чистка террариума, кормление животного и т.п.) и наблюдению за животными: как едят, как подходят к кормушке, когда прячутся в домике и т. д.

При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней - вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными дети убеждаются в правоте слов воспитателя: скажем, лягушки, жабы съедают много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз или рта, может вызвать раздражение.

После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног).

На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид, повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.

Пойманных в водоемах улиток и жуков дети помещают в аквариумы или банки, ухаживают и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают жуки, как они поднимаются к поверхности. Воспитатель рассказывает, например, почему водные жуки плавунец и водолюб так называются. Рассматривая улиток, видят, как улитка «теркой» счищает налет со стенок аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки. Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных, наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками, узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру; ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить особенно понравившихся.

Таким образом, для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

2.1 Определение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детского дошкольного учреждения с. Хумалаг с детьми старшего дошкольного возраста: 10 чел. - контрольная группа и 10 чел - экспериментальная группа,

Цель констатирующего эксперимента- определить уровень развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Методы проведения исследования: с целью практического изучения данного вопроса, мы сочли целесообразным использование тестирования и частично метод бесед (опроса).

Задачи тестирования:

- определить, насколько соответствует уровень развития дошкольника тем нормам, которые характерны для детей данного возраста;

- узнать индивидуальные особенности развития умственных способностей детей исследуемых групп.

Методика проведения эксперимента: Эксперимент проводился по методике Урунтаевой Г.А.

Детям были предложены тестовые задания:

Тест №1"Обведи контур".

Критерии оценки теста:

Высокий уровень - если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо - 3 балла

Средний уровень - если ребенок затратил на выполнение всего задания больше, чем 100 секунд, но при этом все линии следуют точно по заданным контурам - 2балла

Низкий уровень если ребенок затратил на выполнение задания больше 100 секунд и при этом контуры линий не совпали - 1балл.

Тест № 1

Цель. Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование. Карандаш, схематический рисунок, секундомер.

Проведение исследования. Ребенку предлагается соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части. Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.

Тест № 2 "Лишний предмет»

Критерии оценки

Высокий уровень - если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - 3балла

Средний уровень - если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово в 2-3 карточках или лишний предмет выделяет в 4 карточках, а объяснить не может - 2балла

Низкий уровень - все остальные варианты -1 балл

Цель. Выявить уровень развития образно-логического мышления, на сколько ребенок владеет умственными операциями анализа и обобщения.

Оборудование. Карандаш, 6 карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета.

Проведение исследования. Показать ребенку первую (тренировочную) карточку и объяснить, что из 4 предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросить его определить этот лишний предмет и сказать, почему он лишний, после этого предложить ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Тест № 3

Критерии оценки

3 балла - если ребенок ответил правильно на 15 - 16 вопросов; 2 балла - 10-11 вопросов; 1 балл - остальные.

Цель. Выявить уровень развития словесно-логического мышления.

Оборудование. Вопросы

Проведение исследования. Предложить ребенку ответить на вопросы

Материалы тестирования вынесены в приложение.

По результатам тестирования мы составили сводную таблицу по сумме баллов за выполненные задания:- высокий уровень - 8-9 баллов

- средний уровень - 6-7 баллов

- низкий уровень - до 5 баллов. (см Таблица 1, Таблица 2)

Таблица 1

Сводные результаты экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)

ФИ ребенка

Общий балл

1 . Кусова Ляна

2. Дураева Олеся

3. Косохова Тамила

4. Будиева Алина.

5. Козырев Николай

б.Хареебов Марат

7. Баева Леонора

8. Ревазова Дзера

9. Хинчагов Жора

10. Гобеев Борис

11.Бесолов Аслан

12.Гасиева Жанна

Таблица 2

Сводные результаты контрольной группы (констатирующий эксперимент)

ФИ ребенка

Общий балл

1 .Мецоева Мадина

2. Гагиева Софа

3. Дзуцев Зелим

4. Левонова Зоя

5. Русланова Люда

б. Бритаев Алик

7. Сохова Лидия

8. Габаев Батраз

9.Зурабов Таймураз

10. Ногаева Оля

11.Битарова Элла

12. Кокаева Залина

Процентное соотношение может быть вычислено по следующей формуле:

, где

Р - процентное содержание

N" - количество детей (с высоким, средним, низким уровнем),

N - общее количество детей.

Сделаем вычисления по экспериментальной группе:

В процентном отношении уровни развития умственных способностей детей в контрольной и экспериментальной группа представлены в Таблице 3

Таблица 3

Итоговые соотношений по результатам тестирования (констатирующий эксперимент)

Анализ результатов тестовых заданий показал, что в среднем показатели уровня развития умственных способностей детей контрольной и экспериментальной групп близки по значению.

Высокий уровень у экспериментальной и контрольной групп соответственно -2 / 1 (в % - 17 / 8), средний уровень - 3 / 4 (в % - 25 / 33), низкий - 7 / 7 (в % - 58 / 59). Для наглядности представим диаграмму развития умственных способностей детей контрольной и экспериментальной групп

Диаграмма 1. Уровень развития умственных способностей дошкольников по результатам констатирующего эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная группа

2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента

Цель : формирующий эксперимент направлен на апробацию прелагаемых педагогической модели использования ознакомления с животными на занятий в процессе развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста и определение их целесообразности.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Создать условия развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием занятий по ознакомлению с животными.

2. Изучить возможности использования модели ознакомления с животными в процессе развития умственных способностей дошкольников.

Для систематизации использования занятий по ознакомлению с животными был составлен перспективно-тематических план.

дошкольный умственный психологический

Заключение

Трудно достичь успехов в современном мире, не обладая умением принимать оптимальные решения, не обладая логическим и абстрактным мышлением, хорошей памятью на новые образы и события.

Умению думать, "действовать в уме" мы учимся всю жизнь, но начинать это и привыкать к этому надо в дошкольном возрасте, и чем раньше, тем лучше. Аналогично тому, как организованные формы двигательной активности формируют у человека двигательные навыки, позволяющие ему достигать максимальных результатов с минимальным расходом энергии, так и специально организованная система наблюдений за животными может помочь в развитии у ребенка старшего дошкольного умственные способности. Если в дошкольном возрасте суметь привить детям интерес к наблюдения в природе и в специально организованной зоне, то это может привести к максимальному раскрытию их умственных способностей.

Исключительное значение в педагогическом процессе придается наблюдениям, позволяющим ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Наблюдения за животными и другими природными объектами основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основой организации детской жизни.

Разработанная нами система наблюдений за животными на участке и в уголке природы ДОУ, по нашему мнению будет способствовать развитию умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию: - устойчивого внимания; гибкости творческого мышления; развитию памяти, в том числе смысловой; стремлению к интеллектуальной деятельности; высокой познавательной активности

Библиография

1. Бине А. Сенсорное развитие ребенка// Психология. №4.2005.С.46-49.

2. Бобылева Л. Экологические занятия дошкольников //Дошкольное воспитание. 1997 №7.С.15-17.

3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой М.: Просвещение. 1993. 245 с.

4. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.:Просвещение.1998.205 с.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1982-1983. -Т.2. 502 с; Т.4. 432 с.

6. Гальперин П.Я. Психология. М. 2001.375 с.

7. Гальтон Ф. Умственные способности индивида. М.:Сфера.2004.286 с.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика.1986. 240с.

9. Дошкольник: обучение и развитие.// Под ред Юдиной Е.Г. Ярославль. Академия развития. 2001. 265 с.

10. Заринова А.С. Приплыви к нам, золотая рыбка // Дошкольное воспитание. 1993. № 7.С.25-27.

11. Коссаковская Е.А. Головоломки и умственное развитие детей/ под ред. Запорожца А.В.. М.2004 194 с.

12. Концепция дошкольного воспитания// Детский сад от А до Я. №2. 2001. С.7-8

13. Маркова М. М. Уголок природы в детском саду: Книга воспитателя детского сада.М.: Просвещение.1999.362 с.

14. МухинаВ.С. Детская психология. М.: Просвещение. 1997. 272 с.

15. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца. СПб.1999. 305 с.

16. Пиаже Ж Развитие умственных способностей. М. 2001. 364 с.

17. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. Питер. 2001. 320с.

18. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. М. Просвещение. 1993.283 с.

19. Симон Т., Терлен Л. Диагностики интеллекта. М.: Из-во МГУ. 1993.275 с.

20. Сели О. Возраст «почемучек». СПб.2001.283 с.

21. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду М. Просвещение 1975.175с.

22. Урунтаева Г.А.Практикум по психологии. М.:Академ. 2002. 307 с.

23. Хрестоматия по психологии/ сост. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В.М.: Просвещение. 1996.483 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы проблемы и практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. Эмоциональные особенности родителей и их роль в воспитании и обучении детей.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2002

    Понятие и структура творческих способностей. Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль сказки в развитии творческих способностей детей 5-6 лет. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей, разработка и апробация игровых занятий.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2014

    Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского. Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов. Особенности развития творческих способностей и многогранность одаренности.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Возрастные особенности формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников. Анализ методических рекомендаций для воспитателей.

    дипломная работа , добавлен 07.04.2015

    Особенности мышления детей дошкольного возраста. Суждение и умозаключение как мыслительные операции. Экспериментальное исследование особенностей развития логики у детей. Методические рекомендации по развитию логических способностей дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Понятие и сущность способностей как проявление индивидуального в развитии личности, особенности их формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Анализ уровня развития общих способностей детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного с задержкой психического развития. Процесс формирования умственных действий по Гальперину.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Теоретические основы изучения проблемы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование уровня развития общения детей. Анализ результатов и выявление особенностей межличностных отношений дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2016

    Особенности развития мышления у старших дошкольников: сущность, виды, формы, возрастные особенности. Проблема мышления как предмет психологии в зарубежной и отечественной школе. Разработка методик диагностики уровня развития мышления дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

    Способы организации целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье. Знакомство с педагогическими условиями развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Анализ книги "Психология случайности".