Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года. Психическое становление ребенка до года

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более.

Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно.

Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев .

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его.

Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами.

Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности.

Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика ? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить , что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

Ответов

Скачок роста - это очередная ступень развития в жизни ребёнка. За первый год жизни маленький человечек развивается с необыкновенной скоростью, приобретает множество навыков. В первые 12 месяцев жизни груднички вырастают примерно на 25 сантиметров, а их вес удваивается. Малыши удивляют своих близких непрестанным развитием физических способностей: ещё вчера кроха не мог перевернуться с живота на спину, а сегодня уже катается по всему полу. А завтра захочет сам есть ложкой.

«Ай, что со мной происходит?»

Стремительное развитие касается как тела, так и мозга: нейронных связей становится всё больше, интеллект грудничка растёт. Учёные выяснили, младенцы развиваются не равномерно, а скачками. Это происходит потому, что для роста организму необходимо много, даже очень много ресурсов. В одну прекрасную ночь - раз! - и ребёнок становится выше на 2-4 мм. А всё благодаря "накопленным" силам. Именно такие процессы и называют скачками роста у детей до года.

Нормы роста и веса ребёнка до года

ВЕС РОСТ

Возраст Низкий показатель Норма Высокий показатель Н. показатель Норм. В.показатель
0 ≤ 2,8 3,3 3,7≥ ≤ 45,3 47,1 53,0≥
1 ≤ 3,6 4,3 5,5≥ ≤ 49,7 52,3 57,5≥
2 ≤ 3,8 5,0 6,7≥ ≤ 52,9 55,8 60,9≥
3 ≤ 4,4 5,7 7,6≥ ≤ 55,5 58,7 63,9≥
4 ≤ 4,9 6,3 8,1≥ ≤ 57,7 61,1 66,5≥
5 ≤ 5,5 7,0 8,9≥ ≤ 59,5 63,9 68,6≥
6 ≤ 5,8 7,4 9,4≥ ≤ 61,1 66,1 70,4≥
7 ≤ 5,9 7,7 10,0≥ ≤ 62,6 67,4 72,0≥
8 ≤ 6,4 8,0 10,3≥ ≤ 63,9 68,8 73,4≥
9 ≤ 6,6 8,3 10,6≥ ≤ 65,2 70,2 74,9≥
10 ≤ 6,8 8,6 11,0≥ ≤ 66,4 71,9 76,5≥
11 ≤ 7,0 8,8 11,3≥ ≤ 67,6 72,8 78,0≥
12 ≤ 7,2 9,0 11,6≥ ≤ 69,0 74,2 79,3≥

Психическое и эмоциональное развитие грудничка чаще всего происходит независимо от физического. Ребёнок не понимает, что с ним творится, а потому становится более капризным, требует большего внимания, чаще просится на ручки, беспокойно спит, отказывается от груди или смеси, либо, наоборот, ест чаще и больше обычного.

Мамы, разумеется, обеспокоены: может, у крохи вот-вот вылезут зубки? Или он устал? Беспокоит животик? Надоела игрушка? Проголодался? Замёрз?

Оказывается, что ребёнок совершенно здоров, но испытывает серьёзный дискомфорт из-за растяжения мышечной ткани, сосудов. Развитие нервной системы тоже требует энергетических затрат - поэтому, кстати, новорождённые обычно помногу спят. Малыш в период кризиса может казаться вредным и капризным - но родителям просто необходимо поддержать своего кроху в это непростое время. Тем более что зачастую кризис длится не больше недели, иногда пару дней.

Признаки скачка роста у грудничка

В периоды кризисов у деток интенсивнее проходят процессы в коре головного мозга. Матери нетрудно будет понять своё чадо, если она вспомнит странное состояние в период предменструального синдрома, когда накатывают раздражительность, плаксивость, уныние - эмоции, никак не связанные с логическими доводами. Хочется укрыться подальше от всех. Так же и грудничку хочется найти покой в маминых объятьях.

Что же делать?

Когда малыш рождается, требуется время, чтобы чадо привыкло к своим родителям и наоборот. Можно сказать, что происходит "притирка" . Проходят дни, недели - в семье формируется свой образ жизни, свой режим. Все, в общем-то, довольны. И вдруг очередной скачок роста - и кажется, что всё возвращается на круги своя: приходится "с нуля" друг друга узнавать и привыкать.

Важно помнить, что ребёнку самому тяжело в этот период. Он особенно нуждается в поддержке родителей, которые уверены в своих действиях. Мама и папа не напуганы, не растеряны, а спокойны, по-прежнему внимательны и заботливы. Так они дают понять крошке: "Не переживай, мы любим тебя весёлым и грустным, спокойным и не очень. Всё в порядке. Мы всегда готовы помочь".

Возьмите на заметку

3-месячный малыш, до сего момента спавший почти всю ночь, вдруг проявляет беспокойство, требует укачивания перед сном, часто пробуждается. Ребёнок не рождается со способностью засыпать самостоятельно. А в указанный период как раз устанавливается физиологическая стабильность. Как смягчить этот кризис? Старайтесь с рождения малыша комбинировать способы засыпания: то у груди, то на руках, то в коляске - так у ребёнка не возникнет привыкания лишь к определённому "ритуалу".

Скачки роста у детей до года. Календарь по неделям

Напомним, что из "сложных" 2-5 недель, указанных в календаре, с грудничком будет трудно иногда лишь пару дней, а иногда одну или несколько недель.

Периоды скачков в развитии ребёнка по месяцам выглядят так:

1 Новорождённый испытывает так называемую "тоску по утробе", он всё ещё надеется вернуться в более привычный, комфортный для него мир. С другой стороны, он начинает требовать больше впечатлений: одному малышу хочется слушать различные мелодии, другому - рассматривать картинки или предметы, а третий жаждет долгих ласковых поглаживаний. Кроха становится более активным слушателем и наблюдателем, его взгляд словно проясняется. Родители лучше начинают понимать сигналы "нравится" - "не нравится". Появляются первые улыбки.
2 Младенец хочет быть с мамой - постоянно. Новые открытия вызывают интерес - и одновременно стресс. Рядом нужна она - самая близкая, заботливая, родная. Малыш начинает понимать, что есть он и отдельно - мир. Рассматривает свои ручки, ножки, экспериментирует с их "использованием". Хочет взять игрушку, но пока может по ней только бить. Его внимание привлекает всё больше разнообразных объектов: дверной звонок, развивающиеся занавески, мяуканье кошки, включенная лампа, шелест листвы. Издаёт звуки, сам себя слушает. "Общается" с игрушками.
3 Грудничок учится плавным переходам, его движения уже не "заторможены" (например, когда он тянется к игрушке). Он чувствует, что собой можно управлять: телом, голосом, глазами, головой.
4 Данный скачок характеризуется резкими перепадами настроения. Ребёнок чаще просыпается по ночам (хотя, возможно, и без слёз), не хочет находиться в комнате один, требует безраздельного внимания. Физическая активность выходит на новый уровень: младенец сжимает игрушку, поворачивает, трясёт, пробует на вкус. Звуки тоже становятся сложнее.
5, 6 Появляется координация движений рук, ног и тела. Ребёнок делает открытие о том, что существуют дистанции, расстояния и что он в этом огромном пространстве - только крошка (пусть и довольно громкая). Его пугает исчезновение мамы из комнаты. И даже если малыш уже ползает, его беспокоит, что мама перемещается быстрее. Может появиться стеснение при незнакомых или малознакомых людях. Некоторые груднички больше играют с соском или соской, чем едят. Иногда нападает апатия. Из уст исчезают привычные звуки.
7, 8 Наступает время серьёзных исследований: например, младенец может сосредоточенно растирать пюре между пальцами или внимательно рассматривать хлебную крошку. Активно развиваются речевые навыки. Малыш частенько цепляется за мамину одежду. Происходит резкое разграничение на "своих" и "чужих". Грудничок ревнует маму ко всему, всячески пытается удержать её возле себя: то криком и нытьём, то прижиманием и поцелуями. Может проявляться вялость и безразличие к окружающему. У многих младенцев пропадает интерес к еде либо начинаются капризы во время кормления.
10 Тяга к разбрасыванию вещей достигает пика. Ребёнок хватается за маму, даже если она никуда не уходит. Требует не просто присутствия, а безраздельного внимания. Возможны:
  • апатия;
  • протесты против смены подгузника или переодевания;
  • ревность;
  • перепады настроения;
  • потеря аппетита;
  • тревожный сон.
12 Годовалый ребёнок отличается невероятным любопытством. Причём интересна не своя игрушка, а соседская. А как интригуют различные предметы в руках мамы и папы! Карапуз способен разбить, сломать, испортить любую вещь, которая встретится ему на пути. И по-прежнему всё тянет в рот. Теперь, когда малыш перемещается сам, родителям следует проявить особую бдительность! И огромное терпение. Ребёнок хочет проявлять самостоятельность, но далеко не всё у него получается (например, ловить мяч). Это вызывает раздражение, крик. Та же реакция возникает на запреты: "Не трогай! Не бегай! Не делай так! Не кричи!". Помните: эмоции мамы удивительным образом влияют на поведение крохи.

Подводя итоги

Скачки характеризуются внезапностью – никогда не угадаешь, когда кризис начнётся, когда закончится. После двух-трёх изматывающих дней и ночей вы вдруг видите перед собой милое, улыбающееся чадо. Малыш самостоятельно играет, терпеливо ждёт вас во время сборов на прогулку, с аппетитом ест, сладко спит. А самое главное – обязательно приобретает какой-то новый навык: перевернулся с живота на спинку, стал уверенней держать ложку, неожиданно пополз. Разве это не награда для родителей за часы усталости и даже бессилия?

Календарей кризисов детей до года существует множество. Конечно, знакомиться с подобной информацией можно и даже нужно, но не стоит паниковать, если развитие грудничка вышло за рамки теории. Каждый ребёнок абсолютно индивидуален. И если развитие вашего крохи не вызывает никаких замечаний со стороны педиатра и других врачей - расслабьтесь и с удовольствием наблюдайте за возрастными изменениями своего чада. А ещё лучше купите альбом для записей о первых месяцах жизни - вашему ребёнку потом будет невероятно интересно почитать о самом себе!

Взрослые знают многое об устройстве мира и социальных отношений. Они не удивляются простым вещам вроде шевеления листвы или завывания ветра. Именно в этом, как ни странно, кроется причина многих конфликтов между родителем и ребенком. Ведь малыш в этом мире впервые, для него здесь в новинку буквально все. Родители же склонны забывать, что ребенок может пугаться элементарной смены собственного настроения. Просто потому что он не знает, что с ним происходит. Поэтому, когда в развитии крохи наступает новый этап, это неизменно сопровождается кризисом – а родители начинают винить себя за плохое воспитание.

Своеобразный «переходный возраст» у детей начинается с рождения и продолжается аж до семи лет. Каждый год сопровождается новыми явлениями в психике малыша, он учится справляться с новой информацией и испытывает окружение на прочность.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел. Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого. Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Сколько скачков развития бывает у младенцев?

В первые полтора года скачков выделяют десять. Ни один младенец без пороков развития не может избежать таких фаз роста и капризности. Даже если у вас самый спокойный ребенок в мире, в период нового скачка он будет сильнее тянуться к маме, больше плакать и вести себя в целом «плохо». В первые недели жизни фазы быстро сменяются, поэтому можно думать, что характер у ребенка капризный и беспокойный, а когда малыш подрастет, окажется, что он вообще флегматик.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит следующим образом:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
  4. Тучки – самые сложные недели.

1 скачок. 5 неделя.

Что нового:

Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

Что делать:

  • уделять повышенное внимание;
  • больше физического контакта;
  • лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
  • чаще беседовать с ним;
  • делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Что нового:

Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

Что делать:

  1. чаще хвалить;
  2. показывать поближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

Если малыш отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток ощущений, и он ищет покоя. Нужно сделать паузу и дать ему отдохнуть.

3 скачок. 12 неделя.

Что нового:

Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

Что делать:

  • слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
  • читать ему сказки с переходом интонаций;
  • показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
  • повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

4 скачок. 19 неделя.

Что нового:

Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

Что делать:

  1. все так же поощрять,
  2. развлекать,
  3. уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя.

Что нового:

Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

Что делать:

  • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Что нового:

Что делать:

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка перед зеркалом;
  3. называть предметы, на которые показывает малыш;
  4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Что нового:

Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

Что делать:

  • при переодевании малыша просить его помочь вам;
  • пусть он сам причешется и умоется;
  • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

8 скачок. 55 неделя.

Что нового:

Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

Что делать:

  1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового:

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Кризис ребенка в 2 года

Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.

Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.

Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.

Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.

Перед бурей

Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.

Если истерика уже началась

Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

Отвлечение внимания в два года уже не работает, а только откладывает решение проблемы. Лучше пробовать другие способы.

Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

Нормально, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.

Кризис трех лет у ребенка

Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».

Что делать?

Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.

В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».

Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.

Кризис ребенка в 4 года

Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.

Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.

Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.

Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.

Физические наказания недопустимы, но можно ограничить ребенка в развлечениях.

Кризис ребенка в 5 лет

Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.

Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.

Что делать?

Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.

Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости. Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной. Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.

Не ведите туда ребенка, сходите сами и просто узнайте, что говорить, и как себя вести при таких опасениях со стороны чада.

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

В шесть лет дети разделяются на два типа:

  • Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

Что делать?

Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

Кризис ребенка в 7 лет

Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

Что делать?

Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.

Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.

Поощрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем. Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни.

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установленно, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.

Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распозновать "узоры". Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые "узоры", например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид "узора", только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

"Визитной карточкой" такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, "с характером". Малышу "с характером" приходится даже гораздо труднее, чем "спокойному". И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в "критические" периоды ему нужна "экстрапорция". Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращется к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цеплятся к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возратса были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему "открыть" то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Солнышко соответствует "хорошему" периоду малыша.
Тучка - самое тяжелое время.
Закрашенные недели - идущий кризис.

Огромная благодарность сообществу "Малыши" из livejournal.com за перевод и обработанные рисунки.

Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"
Hetty Vanderijt & Frans Plooij: The Wonder Weeks: How to Turn Your Babys & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward

За свой первый год жизни кроха делает феноменальные успехи — он учится контролировать свои конечности, приобретает новые навыки, и, конечно, прибавляет в весе и растет. Любое новое событие или умение оставляет эмоциональный след у ребенка, который требует выхода.

Вы не раз замечали, как после ярких впечатлений ребенок становится капризным и плохо засыпает. Педиатры отмечают, что даже процесс прибавки роста является чересчур тяжелым для малыша, и даже выделяют несколько кризисных эпизодов, которые наступают в жизни каждого грудничка.

Младенец может начать капризничать и постоянно проситься на руки только к вам, при этом предпосылок к этому словно и нет: он не болен, десны не зудят, а животик спокойный. Дело в том, что у детей до года бывает несколько скачков роста, когда их поведение резко изменяется. Такие кризисы развития пугают родителей, а иногда могут довести до белого каления, поскольку зачастую капризы ребенка выглядят как издевательство и проверка дозволенного.

Тем не менее, педиатры и психологи просят родителей детей до года понимать, что подобные капризы — это кризисы развития, присущие абсолютно всем малышам.

Темпы набора веса

Согласно стандартам развития детей, разработанными ВОЗ на основании статистических данных, рост грудничков в первый год жизни претерпевает значительные изменения. До шестимесячного возраста этот показатель должен в среднем увеличиваться на 2,5 см каждый месяц. После полугода темпы роста слегка замедляются: в месяц младенец будет подрастать на 1,5 см.

К окончанию первого года рост ребенка должен увеличиться на 50% относительно тех показаний, что записали неонатологи в роддоме.

Особенность развития и прибавки роста детей до года в том, что растут они не плавно и равномерно, а скачками. При этом в среднем такие «рывки» происходят в одни и те же периоды и сопряжены с определенными эмоциональными сложностями.

Когда происходят скачки роста?

  • Самый первый скачок роста отмечается у детей до года во временном отрезке между 1-3 неделями жизни;
  • второй скачок роста будет у вашего грудничка на исходе второго месяца жизни — с 6 по 8 неделю;
  • после длительного перерыва, следующий скачок роста отмечается у детей до года в 3 месяца;
  • четвертый скачок в среднем у малышей происходит в полгода;
  • последний рывок в течение первого года жизни произойдет в возрасте 9 месяцев.

Скачки роста у детей до года необязательно будут проходить в обозначенные временные периоды, так как каждый ребенок развивается своими темпами. Длятся такие рывки в среднем у детей около 2-3 дней. Но у некоторых малышей подобные кризисы развития могут затянуться на неделю.

Как определить, что он наступил?

  1. У ребенка во время скачка роста повышается аппетит. Малыш будет постоянно требовать кушать, и из-за этого возможны кормлений и сна. У кормящих мам, которые не могут визуально оценить объем съеденного малышом молока, может возникнуть впечатление, что их лактация уменьшилась, поэтому малыш не наедается и постоянно просыпается и просит грудь. Матерям искусственников проще распознать скачок роста, поскольку они будут видеть, что в бутылочке ребенка достаточно.
  2. Грудничок начинает сильно капризничать и плакать по любому поводу, при этом вы не будете видеть у ребенка причин, вызывающих такое поведение. Его температура будет нормальной, в целом внешний вид будет здоровым, и вы не отметите никаких иных признаков болезни.
  3. Привычные способы успокоения малыша в кризисы развития резко перестают работать. Еще вчера вы могли отвлечь ребенка яркой погремушкой, а сегодня он с рыданиями отбрасывает ее и тянет к вам ручки.
  4. Ребенок становится «ручным», успокаивается и засыпает, только находясь рядом с вами.
  5. Малыш начинает спать очень чутко и при этом долго засыпает.
  6. Грудничок теряет ощущение безопасности, и не дает вам отойти по своим делам. Даже пришедшие в дом гости, которых малыш уже видел, могут напугать его и довести до истерики.

Активный процесс роста требует от малыша больше энергии и элементов, из которых строятся его мышечные и костные ткани. Именно поэтому дети в период подобных рывков словно не наедаются и постоянно хотят подкрепиться. Взрослый ребенок может озвучить свои желания с помощью слов, а у младенца есть единственный инструмент — плач . Если вы не сможете понять грудничка и покормить его, когда он этого требует, малыш будет постоянно капризничать и плохо засыпать.

Еще одна причина капризного поведения детей в этот период рывков заключается в изменениях, происходящих в организме. Только представьте, что происходит внутри малыша в это время — растут ткани, растягиваются сосуды и соединительные элементы. Конечно, такой активный рост будет доставлять грудничку определенный дискомфорт, который будет выливаться в капризное поведение и стремление найти утешение и тепло в объятиях самого дорогого человека — матери. Вы заметите, что успокаивается младенец исключительно с вами, а с папой и бабушками он начинает капризничать еще сильней.

Важно вовремя распознать наступление кризиса и не перепутать его с обычными среди детей проверками границ дозволенного. Воспитание ребенка — это большая ответственность, и неверное отношение к капризам может оставить след на психике или отразиться на его дальнейшем поведении.

Если вы будете слишком строги в период скачка роста, младенец может потерять веру в вас или будет еще сильней желать вашей опеки, — это зависит от темперамента и вашей твердости.

Потакание же капризам, совершенно не связанным с кризисом развития, приведет к тому, что кроха впредь будет всегда использовать слезы, зная, что с их помощью он всего может добиться.

Если возраст грудничка примерно соответствует среднему временному периоду, когда должен наступить кризис, его поведение кардинально испортилось за один день, а капризы проходят на фоне очень хорошего аппетита, — значит, ваш малыш действительно переносит скачок роста.

Как себя вести?

  1. Кормите ребенка тогда, когда он просит. Если искусственник не наедается обычной порцией смеси — разведите еще, не бойтесь, что он переест. Кормящим матерям также стоит перейти на режим кормлений по требованию. Не опасайтесь, что молока в груди не хватит, чтобы удовлетворить возросшие аппетиты младенца, ведь сосание малыша и опустошение молочных желез, наоборот, .
  2. Пейте больше жидкости и питайтесь сбалансированно, чтобы не нарушить выработку грудного молока и обеспечить ребенка до года необходимыми для развития питательными веществами.
  3. Если есть возможность — попросите близких помочь вам по хозяйству на этот краткий период. Вам следует больше отдыхать, ведь постоянные кормления и недосыпание будут сильно вас выматывать. Стрессовая ситуация может привести к уменьшению лактации.
  4. Не нужно пытаться сразу вернуть былой установившийся режим дня, подождите немного, пока скачок роста и развития ребенка не пройдет, и тогда уже начинайте выравнивать график. Малышу сейчас довольно тяжело, ему нужна ваша поддержка и ласка, а не строгость.
  5. Помните, что такое поведение малыша до года связано со скачками роста и развития. Кризис скоро окончится, поэтому наберитесь терпения, не срывайтесь на крохе, как бы вам трудно ни было. Сохраняйте спокойствие, ведь ваша нервозность обязательно отразится на поведении грудничка .
  6. Если грудничку хочется — носите его на руках хоть весь день. Можете поместить дитя в , так ваши руки освободятся для домашних дел и немного разгрузится спина, малыш при этом будет ощущать ваше тепло.
  7. Постоянно разговаривайте с ребенком, описывайте, чем вы заняты и зачем вы это делаете. Слыша ваш голос, младенец будет вести себя спокойней, поскольку будет ощущать ваше присутствие.